Audi quattro: первые четверть века
Ровно двадцать пять лет назад в автомобильном мире произошла, считают эксперты, маленькая революция: из цехов завода компании Audi в баварском городе Ингольштадте вышло купе с системой привода на все четыре колеса, получившей фирменное наименование quattro. Весной того же, 1980 года, неприметную с виду новинку впервые показали на Женевском автосалоне, однако публику и специалистов впечатлил поначалу не столько полный привод, сколько непривычно мощный для тех времен 200-сильный турбодвигатель автомобиля.

Как ни удивительно, но и сами инженеры Audi пришли к идее полного привода на обычной серийной машине, можно сказать, случайно. Они и не думали о таком применении четырех ведущих колес, а занимались прототипом армейского джипа Iltis, которому предстояло стать стандартным внедорожником бундесвера. И полный привод на машине такого рода должен был помочь ей преодолевать снега, пески, другие тяготы бездорожья. В повышенной проходимости автомобиля и виделось главное преимущество всех ведущих колес.

Как и все перспективные новинки концерна, Iltis проходил в 1977 году зимние тесты в суровых условиях скандинавского севера. К вящему удивлению Йорга Бензингера, тогдашнего шефа испытаний шасси Audi, машина, оснащенная всего лишь 75-сильным мотором, оказалась самой быстрой из всех испытываемых. Причем, не только потому, что не застревала на заснеженных дорогах, в то время, как остальные беспомощно буксовали. Она неизменно опережала переднеприводные образцы даже на отменно почищенных шоссе, четко и безопасно проходя любые повороты.

Вернувшись в Ингольштадт, Бензингер поделился открытием с членом правления Audi Фердинандом Пихом, отвечавшим за перспективные разработки, кстати, внуком, знаменитого Фердинанда Порше. Тот, озабоченный подъемом престижа марки, оценил идею и распорядился создать небольшую группу для проектирования машины с полным приводом на базе Audi 80. В 1978-м автомобиль с пятицилиндровым турбомотором был готов, однако запустить его даже в малую серию без одобрения материнской компании Volkswagen «дочка» не могла. Для боссов VW устроили показ, весьма напоминавший шоу: на заснеженной трассе в австрийских Альпах, где машины передвигались исключительно на зимних шинах и цепях, полноприводный прототип Audi свободно носился даже на летних покрышках. Летом представление повторили, сделав упор опять таки на проходимых достоинствах полного привода. Пораженное увиденным, руководство концерна сказало «gut».

Только тогда, когда купе Audi quattro после премьеры в Женеве попало в руки испытателей из специальных автомобильных журналов, широкой публике стало ясно, что главное преимущество новинки заключается вовсе не в мощном моторе, разгонявшем ее до 100 км/ч за 7,1 секунды. Журналистские тесты убедительно показали: машина отлично «стоит» на извилистой трассе до самых высоких скоростей, безукоризненно проходит повороты, не срываясь в занос. К слову и забегая вперед, стоит сказать: искреннее убеждение многих владельцев первых полноприводных Audi, оборудованных к тому же только что появившейся антизаносной ABS, в том, что надежное сцепление колес с дорогой гарантировано в любых случаях, стоило им разбитых машин, здоровья и даже жизней.

Модель, что называется, пошла – даже при существенно больше цене, чем обычное купе Audi – версия quattro стоила 50 000 и даже 95 000 марок при стоимости стандартного варианта около 20 000. Рыночный успех подстегнули и победы полноприводных болидов в мировых первенствах по ралли начала 80-х годов. Прежде чем первый Audi quattro в разных исполнениях сняли с производства в 1991 году, их выпустили 11 452 единицы. А в в ноябре 2000 года концерн отметил своеобразный юбилей: с конвейера сошел миллионный автомобиль, в наименовании которого значилось известное всему миру обозначение «quattro».
новости