Похоже, европейским и, в частности, немецким автопроизводителям, придется всерьез изменить конструкцию перспективных моделей, вывод которых на рынок намечен на конец нынешнего года. В октябре 2005-го вступает в силу директива, обязывающая подвергать новинки тестам на столкновение с пешеходом. Непрошедшие испытания модели не получат права стать участниками дорожного движения. Требование, уточним, не касается машин, выпущенных ранее.
Как сообщил представитель Берлинского технического университета Матиас Кюн, осенью начнется первая фаза тестов, в ходе которых исследователи должны изучить, что происходит с ногами, бедрами и головой пешехода при столкновении с различными элементами кузова. Вторая фаза, по его словам, запланирована на период с 2010 года.
Едва ли не главное внимание на тестах уделят конструкции капота. Именно этот узел автомобиля чаще всего наносит человеку тяжелые травмы. Из предыдущих исследований уже ясно, что минимизировать повреждения помогает некоторая эластичность капота, при деформации которого поглощается часть энергии удара. Для чего между ним и двигателем, другими агрегатами должно оставаться свободное пространство «толщиной» от восьми до десяти сантиметров. Проблема, однако, в том, что моторные отсеки современных автомобилей заполнены так, что для деформации капота не остается порой и сантиметра.
Самое простое, что ожидает новые модели, - больше «воздуха» между капотом и твердой, травмоопасной головкой блока цилиндров мотора. Не исключено, правда, что на смену нынешним капотам придет довольно сложная конструкция, разработанная концерном Honda. Система, названная Pop-up, состоит из собственно капота, трех сенсоров в переднем бампере и устройства, поднимающего заднюю часть капота на десять сантиметров, что и происходит при наезде на пешехода. По данным японского автопроизводителя, конструкция снижает риск травм головы на 40%.
Если Pop-up-System предназначена для разового срабатывания, после которого капот надо менять, то конструкция, созданная в компании Siemens VDO, рассчитана на многократное использование. Данные от сенсоров обрабатывает компьютер, учитывающий скорость движения автомобиля, массу человека и некоторые другие факторы, от которых зависит тяжесть ситуации. Пневматика мгновенно поднимает капот, он смягчает удар, но не ценой своей «жизни». Как считают в Siemens VDO, серийное производство таких систем может начаться через три года.
Разумеется, в автомобилях будущего, прежде всего – дорогих, помимо травмобезопасных капотов, бамперов, поводков стеклоочистителей и других внешних элементов, появится инфракрасная техника, позволяющая загодя увидеть человека на дороге и предотвратить наезд. Подобную систему, «видящую» пешехода в 80 метрах впереди автомобиля и в полутора справа и слева от него, продемонстрировала на осеннем Парижском автосалоне 2004 года уже упомянутая компания Honda.