По состоянию на начало мая текущего года биржевые цены на бензин в России оказались выше его стоимости в розничной продаже, сообщает "Коммерсантъ". По мнению некоторых экспертов, такая разница может свидетельствовать о ближайшем потенциальном росте розничных цен на топливо. Кроме того, отмечается, что несмотря на повышение экспортной пошлины, на рынке по-прежнему сохраняется дефицит бензина.
Согласно данным ИАЦ "Кортес", в период с 22 апреля по 6 мая оптовые цены на топливо выросли примерно на шесть процентов, в то время как биржевые — на десять процентов. Как уточняет Росстат, с 25 апреля по 3 мая розничная стоимость бензина Аи-80, Аи-92 и Аи-95 увеличилась на 2,43, 2,97 и 2,66 процента соответственно. Биржевые цены опередили розничные — на бирже за литр 92-го платят по 25 рублей, в то время как на заправочных станциях его продают в среднем по 24,3 рубля. Как уточняет "Коммерсант", оптовая цена нефтеперерабатывающих заводов составляет около 21 рубля за литр.
Эксперты также отмечают, что рост биржевых цен скорее всего связан с дефицитом бензина на внутреннем рынке. Как сообщалось ранее, в конце апреля из-за нехватки топлива в Алтайском крае закрылось большинство независимых автозаправок, а на станциях крупных сетевых компаний возникли многокилометровые очереди. Тогда Федеральная антимонопольная служба обвинила нефтяников в картельном сговоре, однако сами топливные компании объяснили дефицит топлива попыткой государства регулировать рыночные цены на нефтепродукты.
Кроме того, в феврале правительство рекомендовало заправкам снизить цены на дизель и бензин. После уменьшения стоимости топлива на розничным рынке нефтяным компаниям стало выгоднее отправлять топливо на экспорт, чем продавать на российских заправках. По оценке Минэнерго, с начала года вывоз нефтепродутов в зарубежные страны увеличился на 67 процентов. В связи с этим, российское правительство приняло решение повысить экспортную пошлину на бензин на 44 процента.
Как заявила руководитель Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, повышенная экспортная пошлина будет сохранена и в июне. Также ведомство планирует подготовить предложение по возвращению на рынок топлива стандарта "Евро-2", запрещенного с 1 января 2011 года. Предполагается, что появление такого бензина вновь позволит нефтеперерабатывающим компаниям увеличить объем выпускаемого топлива и предотвратить в дальнейшем дефицит горючего.