Россиян хотят заставить платить за дорогу
Министр транспорта Игорь Левитин на этой неделе в очередной раз высказался о пользе платных автодорог. По прогнозам его ведомства, к 2010 году протяженность федеральных дорог, используемых с превышением транспортно-эксплуатационных показателей, возрастет в 1,3 раза, что сократит среднюю скорость автотранспорта на 20%. К этому времени свыше 80% федеральных и более 95% автомобильных дорог не будут соответствовать транспортно-эксплуатационным нормативам. Интенсивность движения около сотни российских трасс превышает 10 тыс. автомобилей в сутки. Качество большинства из них, мягко говоря, вызывает нарекания.

Таким образом, тактика государства по обоснованию инвестиций в платные дороги безупречна. Платные дороги могли бы стать прекрасной альтернативой "бездорожью и разгильдяйству". Однако, учитывая плачевное состояние бесплатного предложения, россиян фактически вынудят платить за проезд – платные магистрали для россиян окажутся, в конечном счете, дешевле. Не удивительно, что одним из первых платных проектов оказался именно путь из Москвы в Санкт-Петербург, качество нынешнего бесплатного преодоления которого автовладельцы уже давно оценили по достоинству. Проблема только в поиске инвестиций на строительство.

Однако отечественных инвесторов, традиционно вкладывающихся лишь в сырьевые проекты, настораживала долгая окупаемость платных дорог — по различным оценкам, даже наиболее выгодные объекты (трасса Москва-Петербург или подъезд к аэропорту Домодедово) окупятся не раньше, чем через 10 лет. Поэтому помочь идее строительства платных дорог могло либо государство, либо Запад.

Государство пока далеко от идеи вкладываться в дорожное строительство. По данным Минтранса, за прошедшие пять лет темпы ввода дорог в эксплуатацию упали в четыре раза: если при норме в 17 тыс. км в 2000 году в строй было введено 7 тыс. км, а в 2004 году — только 1,75 тыс. км. При этом более 60% федеральных и 75% региональных ныне действующих магистралей не соответствует даже весьма либеральным отечественным нормативам. Поэтому транспортное министерство приняло решение сократить новое строительство и перейти на текущее содержание и ремонт – в бюджете на ремонт старых дорог направлено втрое больше средств, чем на строительство новых – 44 млрд рублей против 16 млрд. рублей.

Западных же инвесторов настораживают высокие политические риски. Чтобы их привлечь, Минэкономразвития начало разрабатывать законодательную базу, достав из закромов залежавшийся законопроект "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами". Закон, могущий позволить частным инвесторам освоить объекты, с которыми само государство справиться не в силах (в том числе автодороги), находится на обсуждении в Госдуме уже почти 10 лет (с 1996 года). По сей день политические амбиции разработчиков законопроекта оказались выше экономических. Недавно второе чтение закона было отложено в связи с тем, что, по мнению кремлевских юристов, отечественные и западные инвесторы оказались уравненными в правах на управление госимуществом, а получение ими налоговых и таможенных льгот при получении концессии и вовсе неуместно.

Пока же продолжаются прения заинтересованных сторон, к завершению подошел конкурс на обоснование инвестиций в строительство скоростной автодороги Москва-Санкт-Петербург. Прокладка трассы займет около пяти лет и потребует свыше 180 млрд. рублей инвестиций (около 6,5 млрд. долларов). Ожидается, что половина этого бремени ляжет на федеральный и областные бюджеты, остальные средства пойдут от частных инвесторов. Желающим "прокатиться с ветерком" придется раскошелиться примерно на один рубль за километр 650-километровой трассы. На подходе еще три конкурса по Центральному автокольцу в Московской области, строительству нового выхода на МКАД с трассы М-1 "Беларусь" в обход г. Одинцово и создание платного подъезда к аэропорту "Домодедово". Впрочем, пока ни один инвестор официально факт участия в первой дорожной авантюре не подтверждал.
новости