Российские заводы General Motors, Nissan и Toyota могут приостановить производство автомобилей из-за изменения порядка таможенного оформления компонентов. Об этом говориться в письме от 4 мая, отправленном руководителями этих предприятий на имя главы Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрея Бельянинова и оказавшемся в распоряжении газеты "Коммерсант".
Как следует из письма, в настоящее время в Санкт-Петербурге закрыты несколько таможенных постов, через которые раньше поставлялись автокомпоненты, что заставило заводы "менять логистические схемы" и "нести дополнительные затраты". В настоящее время ФТС переводит растаможивание автокомпонентов на новый пост в поселке Шушары Ленинградской области. Однако, по мнению автопроизводителей, данный терминал не в состоянии справиться с существующей логистикой предприятий из-за неразвитой "дорожной инфраструктуры района".
В результате, нововведения могут повлечь за собой остановку производства из-за отсутствия деталей. Как рассказали "Коммерсанту" представители GM, все современные заводы работают в режиме just-in-time: компоненты не хранятся на складе, а поставляются на конвейеры в режиме реального времени. Новый порядок таможенного оформления затруднит работу по данному принципу.
Пока действует прежняя таможенная схема, поэтому автозаводы не испытывают проблем с компонентами и работают в обычном режиме.
В настоящее время совокупная заявленная мощность трех предприятий составляет 160 тысяч автомобилей. С лета этого года GM начнет собирать новую модель Hyundai, которому также придется пользоваться услугами поста в Шушарах.
По словам заместителя главы ФТС Сергея Шохина, автопроизводители смогут оформлять компоненты на любом таможенном посту. Однако в Шушарах "созданы условия, позволяющие быстрее и лучше проводить таможенное оформление автокомпонентов, предназначенных для промышленной сборки автотранспортных средств". Кроме того, таможенники предложили компаниям альтернативный вариант - создание отделов таможенного оформления и контроля на своих заводах. В настоящее время такой отдел уже есть у российского "Форда", расположенного в Ленинградской области. Однако остальные производители предпочитают работать со сторонними таможенными постами, поскольку это избавляет компании от дополнительных затрат.
По мнению экспертов, ФТС, скорее всего, пойдет на встречу автокомпаниям, тем более, что последние уже заручились поддержкой администрации Санкт-Петербурга.