Государственное регулирование цен, инициированное Федеральной антимонопольной службой (ФАС) в начале 2011 года, стало причиной топливного кризиса, возникшего в ряде российских регионов. Политика ведомства привела к тому, что независимым АЗС пришлось уйти с рынка. Об этом представители Российского топливного союза (РТС) заявили на встрече с руководителем ФАС Игорем Артемьевым, пишет газета "Коммерсантъ".
Во время встречи нефтяники и антимонопольщики обсуждали ситуацию, сложившуюся в Алтайском крае: там на минувших выходных, 23 и 24 апреля, были вынуждены закрыться большинство независимых АЗС, а цены на оставшихся - выросли на 20 процентов. Кроме того, на заправках "Роснефти" выстроились очереди, в результате продавать бензин там стали по карточкам постоянного покупателя - не более 20 литров в одни руки.
По мнению владельцев независимых АЗС, дефицит топлива возник из-за отказа основных оптовых поставщиков региона отгружать бензин и дизель частным компаниям. В настоящее время половину рынка нефтепродуктов в Алтайском крае контролируют "Роснефть" и "Газпром нефть", однако они опровергли обвинения в свой адрес.
В виновности крупнейших игроков топливного рынка уверены и в ФАС. По итогам совещания Федеральная антимонопольная служба заподозрила нефтяные компании в картельном сговоре, сообщает РИА Новости.
Между тем, помимо Алтайского края, тяжелая ситуация с топливом складывается в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске и на Сахалине, отметил президент РТС Евгений Аркуша. По его словам, топливный кризис осложняется тем, что в настоящее время на четырех нефтеперерабатывающих заводах в Центральном федеральном округе проводятся профилактические работы. Кроме того, в мае временно остановятся предприятия и в Сибирском федеральном округе.
В конце января 2011 года ФАС заинтересовалось резким повышением цен на дизельное топливо в 2010 году. Кроме того, в начале февраля премьер-министр России Владимир Путин потребовал от нефтяников снизить цены на дизельное топливо. Позднее Минэнерго посоветовало АЗС удешевить и бензин.
В марте 2011 года Игорь Артемьев сообщил Владимиру Путину о стабилизации цен на топливо в различных регионах России. При этом аналитики заявили о возможном возникновении топливного кризиса: из-за жесткого контроля над ценами со стороны государства нефтяникам стало выгоднее отправлять бензин на экспорт, чем продавать на внутреннем рынке.