Национальное управление по дорожной безопасности США (NHTSA) опубликовало статистику по отзывам дефектных автомобилей. Выяснилось, что больше всех в 2008 году над ошибками работал концерн General Motors. Детройтский гигант отозвал 1,8 млн машин для устранения неисправностей. Второе место принадлежит компании Ford (1,6 млн отзывов), а третье — Тойоте (833 тысячи).
Фирмы, торгующие машинами на американском рынке, отзывают свой товар не столько из перфекционизма, сколько из страха перед наказанием. В США с 1964 года действует закон об обязательном устранении заводских дефектов, обнаруженных после продажи автомобиля.
Какой именно брак нужно ликвидировать, решают в каждом случае индивидуально: либо сам производитель, либо NHTSA. За проигнорированный дефект компании могут нарваться на серьёзный штраф. Например, в 1970 году Ford попал на $137 млн за то, что вовремя не исправил конструктивный недостаток бензобака модели Pinto.
Теперь производители перестраховываются. Так, в августе концерн General Motors одним махом отозвал 944 тысячи машин из-за проблемы с подогревом жидкости стеклоомывателя. Брак был обнаружен в плохо изолированной проводке. После трёх однотипных возгораний в ремонт принудительно отправили почти миллион автомобилей.
На прошлой неделе концерн Nissan решил доработать 242 тысячи внедорожников Xterra, Frontier и Pathfinder из-за возможной коррозии датчика передних подушек безопасности. Хотя фактов ложных «отстрелов» зафиксировано не было. А Toyota вообще заставила американцев сдать в ремонт 50 тысяч моделей Camry из-за криво прикрученной в дверном проёме таблички с заводской информацией — ярлычок, видите ли, мог царапать дверь.
В России подобных законов нет — нет и обязательных отзывов. Так, по желанию. Сотнями тысяч у нас никогда не отзывали. Но небольшие партии всё-таки перепроверял даже «АвтоВАЗ». Так, в 2007 году владельцев переднеприводных машин разных семейств приглашали на контрольный осмотр к официальным дилерам: среди двух с лишним тысяч отозванных автомобилей нашлось 50 с бракованной ступицей заднего колеса.