Ежегодно из-за перегруженности автодорог российская экономика теряет 7-9 процентов ВВП в год, или 4,1-5,3 триллиона рублей (в денежном выражении в условиях 2012 года). Такие данные содержатся в концепции законопроекта «Об организации дорожного движения», подготовленной Минтрансом. Копия документа оказалась в распоряжении газеты «Ведомости» (номер от 14 февраля 2012 года).
Ущерб экономике наносят низкая надежность и скорость перевозок, их высокая себестоимость, значительное число ДТП, увеличение выбросов вредных веществ. Для того, чтобы улучшить транспортную ситуацию на дорогах и компенсировать потери, министерство предлагает ввести ряд ограничений, приняв соответствующие законы. Начальник отдела организации дорожного движения Минтранса Владимир Луговенко рассказал изданию, что заниматься этим будут местные власти.
Улучшить транспортную ситуацию предлагается за счет временного ограничения въезда на перегруженные участки дорог, либо введения платы за использование таких трасс. Взимать деньги с автомобилистов также можно будет за въезд в некоторые районы города (либо сам город) для некоторых категорий транспорта. Отдельный пункт концепции – парковки, которые, по мнению авторов документа, необходимо сделать платными.
Ранее экспертная группа, готовящая по заказу правительства стратегию развития России до 2020 года, предложила заменить прямые и косвенные автомобильные налоги одним универсальным. Он будет учитывать годовой пробег автомобиля на основе навигационных систем, которыми будет снабжена каждая машина. Однако ввести такой налог предполагается только после 2020 года. До этого момента в России следует повысить топливные акцизы поэтапно – на 7-8 рублей, считают в экспертной группе.