Иномарки подешевеют. Но не скоро
При вступлении России в ВТО таможенные пошлины на ввозимые автомобили снизится до 20%. Напомним, что раньше правительство России требовало после вступления в ВТО сохранить ему возможность увеличения таможенных пошлин на иномарки до 35%.

Как пишет «Газета», глава российского правительства Михаил Фрадков пообещал председателю Еврокомиссии Романо Проди выполнить одно из требований ЕС при вступлении России в ВТО - снизить максимальную таможенную ставку на новые иномарки до 20%. В тот же день российскому автопрому был нанесен еще один удар. Министерство промышленности и энергетики России выступило с предложением снизить импортные пошлины на комплектующие для сборки иномарок в России. Пошлины на них уже в этом году могут быть снижены в 10 раз - с 30 до 3%.

Так что опасения экспертов и отечественных автомобилестроителей о кризисе отрасли оказались не напрасными. Число иномарок в России увеличивается. По данным ГТК, с января по март 2004 года в Россию было ввезено 93,8 тыс. легковых автомобилей. Это на 17% больше, чем в прошлом году. Впервые число ввезенных иномарок возраста до трех лет (53,8% от всего количества) превысило число остальных подержанных автомобилей. В прошлом году эти цифры были похожи с точностью до наоборот.

А вот канал «Открытая экономика» сообщает о том, что пошлины могут быть снижены и до 15%. «Европейцы наконец-то приняли наши предложения по доступу на рынок страхования и телекоммуникаций после вступления в ВТО», - говорит один из участников встречи. Почти принято было и предложение россиян зафиксировать импортные тарифы на автомобили после переходного периода в 15% , а на самолеты - в пределах 12 - 15% (европейцы в обоих случаях настаивали на том, что пошлины не должны быть выше 10% ). "Они покивали головами, сказали, что "вроде бы да, но окончательный ответ дадим после обеда", - говорит чиновник, знакомый с ходом переговоров. - Если бы мы закрыли эти самые болезненные вопросы на двусторонних переговорах, то к саммиту с ЕС 21 мая могли бы уже и подписать протоколы (по тарифам и услугам)".

После заявления Фрадкова о снижении пошлин лоббисты российского автопрома забили тревогу. По словам заместителя гендиректора «АСМ-Холдинг» Александра Ковригина, при уровне пошлин в 20% инвестиции в российский автопром станут невыгодными. Рост производства иномарок в России может прекратиться. «35% - это самый низкий порог, когда приходят зарубежные инвестиции. При 20% можно спокойно ввозить иномарки», - сказал Ковригин. По его словам, для развития отечественного автомобилестроения требуется ставка в 50%.

Запретительные пошлины российские автопроизводители используют, как правило, не для создания конкурентоспособных автомобилей, а для возможности увеличения цен на уже выпускаемые модели. Так было осенью 2002 года: пошлины на семилетние автомобили иностранного производства повысили тогда с 25 до 35%. Именно они составляли конкуренцию новым российским автомобилям. В отношении 3-7-летних "иностранцев" правительство ограничилось повышением на 20-60% с 25 июля прошлого года. В результате цена на подержанные иномарки выросла в среднем на 1100 долларов. Характерно, что стоимость отечественных автомобилей вслед за этим поднялась на 900 долларов.

Россия ведет переговоры о вступлении в ВТО с 1995 года. Власти РФ рассчитывали завершить переговоры в 2003 году, теперь - до конца 2004 года.
новости