Чистые убытки ОАО «Ульяновский автомобильный завод» составили в первом полугодии 2005 г. 80,9 млн руб. против чистой прибыли 203 млн руб. годом ранее. Выручка предприятия за указанный период повысилась на 10% – до 6 млрд 730 тыс. руб., себестоимость продаж увеличилась на 19,2% – до 5 млрд 734 млн руб.
УАЗ (входит в ОАО «Северсталь-авто», в свою очередь контролируемое «Северсталь-групп» Алексея Мордашова) – один из крупных отечественных автопроизводителей, представленный в различных сегментах рынка (внедорожники, грузовики, автобусы). Выручка завода в прошлом году составила 12 623 млн руб. (против 11 040 млн в 2003 г.), чистая прибыль – 338 млн руб. (против 576 млн годом ранее). Предприятие последнее время в целом снижало объемы производства, однако оставалось в полосе прибыльности.
Часть экспертов объясняют ухудшение показателей УАЗа за первые шесть месяцев комплексом причин, включающих в том числе и специфику российской бухгалтерской отчетности, и реструктуризацию автомобильного производства «Северсталь-авто». Представители автогруппы объясняют ситуацию долгим простоем предприятия в январе (УАЗ стоял практически весь месяц сначала из-за переналадки производства, затем из-за проблем его предприятия-партнера – ЗМЗ. – RBC daily), а также особенностями реструктуризации. «Кроме того, в процессе реструктуризации наших активов от УАЗа были отделены прибыльные дочерние общества, – говорит начальник управления «Северсталь-авто» по связям с общественностью Зоя Каика. – Это была плановая реструктуризация и, соответственно, плановая убыточность собственно УАЗа. Консолидированная отчетность в любом случае показала бы общую прибыль».
Аналитики соглашаются с этим объяснением, считая убытки во многом «бумажными», но добавляют к нему свои, указывая, в частности, на то, что ухудшение показателей – как финансовых, так и производственных – наблюдалось также и у других производителей. «Вероятно, УАЗ столкнулся с той же проблемой, что и остальные производители, – считает аналитик ГК «Регион» Евгений Шаго, – а именно с ростом себестоимости продукции: до конца прошлого года дорожал металл (с определенным временным лагом это могло сказаться на результатах первого полугодия), продолжают дорожать электроэнергия, рабочая сила и все прочее, что сказывается на стоимости комплектующих. УАЗ из-за четко «нишевого» характера своей продукции страдает от этого подорожания более всего. Ведь его «буханки» и внедорожники, в отличие от массовой продукции, допустим, «АвтоВАЗа», имеют довольно низкий потолок, выше которого цена подниматься не может. Очевидный выход – ускорение кооперации с зарубежными производителями и вывода на рынок новой модели – «Патриота», чьи ценовые потолки находятся на совсем других уровнях».
«Проблемы УАЗа – продолжение негативной общенациональной тенденции, – соглашается Геннадий Суханов из ИК «ЦентрИнвест». – Рост цен на металл и при этом наблюдавшееся долгое время укрепление рубля сделали производство в первой половине года менее рентабельным. В данном случае сказалась и длительная остановка производства на УАЗе в январе – не случайно самым убыточным для предприятия оказался именно первый квартал (убыток 75 млн руб.)»
«Помимо себестоимости, у компании выросли коммерческие и административные затраты, которые также во многом способствовали снижению прибыли, – говорит аналитик ИК «ФИНАМ» Наталья Кочешкова. – Кроме того, в структуре себестоимости заметно выросла доля приобретенных комплектующих изделий и полуфабрикатов».
Практически все эксперты говорят, что ситуация на УАЗе может поправиться с обновлением модельного ряда. Если в прошлом году гендиректор «Северсталь-авто» Вадим Шевцов объяснял сравнительно успешные показатели предприятия увеличением рентабельности модельного ряда (что в значительной мере было связано с переходом на новое семейство инжекторных моторов ЗМЗ) и также усовершенствованием системы продаж, то в этом году основной упор, видимо, будет сделан на производство новых моделей (UAZ Patriot и проект по сборке корейских внедорожников SsangYong Rexton).
В любом случае, отмечает Зоя Каика, «если первая половина года была планово-убыточной, то вторая половина должна стать планово-прибыльной». По мнению экспертов, есть шанс улучшить показатели и по причине благоприятной конъюнктуры на рынке проката (УАЗ частично получает лист от материнской компании из Череповца, частично – из других источников). Это, впрочем, относится и к другим отечественным автопредприятиям.