"Продам Porsche с пробегом 30 тыс. км., $25000, состояние хорошее..." Скоро такие номера не пройдут. Страховщики собираются создать единую базу по ДТП. Как только она станет доступна, любой перед покупкой автомобиля с пробегом сможет удостоверится, что его покупка не была в аварии, а если и была, то насколько серьезным было ДТП и при каких обстоятельствах. Нетрудно представить, что эта система круто ударит по ценам на подержанные автомобили.
Такая автоматизированная информационная система должна быть создана в соответствии с законом об "автогражданке". Ожидается, что эта база будет содержать сведения о договорах страхования, страховых случаях, транспортных средствах и их владельцах, а также статистические и иные данные, касающиеся ОСАГО.
Введение единой базы просто жизненно необходимо страховым компаниям. Рынок ОСАГО изначально предполагает маленькую маржу и ограниченное количество игроков. Прибыльность бизнеса на этом рынке во многом определяется поощрениями и штрафами, зависящих от того, насколько часто застрахованный попадает в ДТП. Кроме того, большой ущерб страховщикам приносят мошенники. По оценкам разных страховых компаний, количество случаев мошенничества может доходить до 10% от всех страховых случаев. Чтобы не платить штраф-малус, страхователи просто переходят к другому страховщику после аварии. Расходы же страховщиков растут, поскольку бонусы аккуратным водителям не покрываются малусами аварийщиков.
На Западе подобные информационные базы существуют во многих странах. По мнению начальника отдела страхования автотранспорта СК "Согласие" Сергея Рябцева, именно наличие такой базы позволяет сохранять адекватные тарифы: "все полисы идут через компьютер, благодаря базе агент видит историю клиента, его бонусный класс, убытки и т.д, и назначает адекватный тариф. В России же ее пока только пытаются создать, причем тормозят процесс сами страховщики; мелкие страховые компании боятся обмена базами, опасаясь, что крупные компании уведут клиента.
На сегодняшний момент в России существует база Российского союза автостраховщиков – "Спектр", в которую заносятся убыточные для компаний клиенты. Заместитель начальника управления андеррайтинга страхования средств наземного транспорта СК "Россия" Сергей Сидоров считает, что информацией по остальным клиентам можно не делиться, только по убыточным, этого достаточно. Базой пользуются сейчас не все страховые компании – многие про нее даже не знают. После того, как все компании ее освоят, можно будет задуматься и о базе по автокаско.
В предполагаемой базе по автокаско, помимо базовой информации о клиенте, можно было бы отражать также информацию по клиенту в целом, или, по крайней мере, мнение компании о тех проблемах, с которыми она столкнулась при работе с клиентом.
Еще одним следствием введения общей базы станет создание огромного каталога находящихся в эксплуатации автомобилей. Если будет создана система по автокаско, то в нее должны войти данные о 50% частного московского автопарка и о трети общероссийского (именно столько машин в нашей стране застраховано по каско). Эти данные из системы быстро окажутся в общем доступе - в конце концов, на "Горбушке" можно купить любую базу. Соответственно, у мошенников, пытающихся "впаривать" загримированные битые автомобили, будет меньше вариантов для ведения "бизнеса". А у потенциальных покупателей появится дополнительный козырь, чтобы сбивать цены на машины.
По последним данным, система по ОСАГО, которую создают правоохранительные органы совместно с РСА, должна быть закончена к 2008 году. Первые образцы базы, скорее всего, можно будет приобрести уже в следующем году.