VH-DAF точно знает, что приведет за ученическую скамью и водителей-частников, и крепких логистиков-администраторов. Программа по экономии затрат на топливо! Секреты курса для умножадных разведал Сергей Баландюк.
Поначалу все выглядело совсем не так. Казалось, будто попал на летние курсы «Ауди кваттро» или программу «Мерседес-Бенц AMG», только с весьма экзотическими участниками. На полигоне ФСО «головастики» ДАФ-XF и CF лихо стартовали с пробуксовкой, крутили «змейки», отстреливали в затяжных заносах, оттормаживались на скользких искусственных покрытиях, пролетали по ваннам для аквапланирования.
Подумалось, что прежде, чем приступить к тихим играм, курсантам дают отвести душу в непрофильных активностях или освежить начальную школу езды. Однако то было лишь показательное выступление – сама программа на столь эффектную демонстрацию претендовать не могла. Ведь экономия топлива – штука скучная. Тем не менее лучшее знание особенностей машины и умение правильно распоряжаться ими – суть курсов – помогут сэкономить на расходе 3–10%, а в более понятном рублевом эквиваленте – до 150 тысяч в год. Стоит же наука 200 евро на человека, затраты окупятся за две недели «правильной» эксплуатации.
Емкая программа рассчитана на один день (теория плюс практика). Мой инструктор Эдуард только-только прошел аналогичную программу на родине производителя в Эйндховене и энергично делится свежими знаниями: «К моему двадцатилетнему опыту курсы особенно ничего не добавили, но обогатили рядом тонкостей. Однако менее опытным или вкатанным в другую машину будет очень полезно».
Действительно, плавной работой акселератором, максимальным использованием повышенных передач, моторного тормоза и инерции никого не удивишь. Да и ездой по эконометру, наверное, тоже. Особенно берегущих каждую копейку дальнобойщиков.
Дилер не скрывает: эта программа подготовки заточена под конкретную гамму грузовиков ДАФ – под все модификации с двигателем серии MX.
«Переключаемся на 1300 об/мин –середина зеленой шкалы тахометра. Опускаться ниже 900 оборотов не рекомендуем: двигатель скисает, зеленый пунктир на то намек». А мотор – 12,9 л, шесть цилиндров в ряд, 410 сил и 2000 Н.м – провоцирует явно нетяжеловесной живостью. С пустым полуприцепом магистральщик XF (кабина XXL) выстреливает километров до шестидесяти не хуже компактной малолитражки. «Здесь и кроется главный враг экономичности: шоферы зачастую увлекаются динамикой и ленятся – переключаются через одну. Для этого приходится загонять стрелку за 2000–2500 об/мин, почти по-легковому, – а так выйти на приемлемые режимы не получится». Активнее пользуемся моторным тормозом. Чем выше масса автопоезда, тем чаще и раньше его надо задействовать: сэкономишь больше, чем на пустой фуре.
Но самый главный ответ я не услышал: есть ли «дорожная карта» для «бескризисной экономики»? Ведь зачастую «отжатые» литры солярки обходятся слишком дорого. Достаточно вспомнить отчаянные обгоны на спусках, подкатывания под тихоходов, заклиненные накатом коробки. Но моральная сторона экономики не в компетенции производителей. А жаль, ведь такой семинар помог бы сэкономить гораздо больше. И не только денег.