ГОДОВЩИНА СПЕЦПРОЕКТА журнала “РЕЙС за Рулем”
Расход топлива
Публикуя в течение года отчеты об испытаниях шин, мы уделяли много внимания данным, полученным от компании Omnicomm – ее систему контроля расхода топлива и мониторинга транспорта установили на тестовый автопоезд одновременно со стартом спец-проекта. Электроника отслеживает местоположение (географическую широту и долготу, высоту над уровнем моря с точностью до 10 м) транспортного средства с помощью орбитальных спутников GPS и ГЛОНАСС и обеспечивает сбор показаний датчиков скорости движения автомобиля, моментов включения/выключения зажигания, направления движения (курса), частоты вращения коленвала двигателя, значения напряжения в сети электрооборудования машины и уровня топлива в баках. Полученные данные передаются по каналу сотовой связи GSM на коммуникационный сервер компании Omnicomm и анализируются. Руководство компании-перевозчика получает возможность отслеживать маршрут движения автомобиля и расход топлива в режиме реального времени либо получать отчеты по электронной почте. Мы сочли полезным сравнить общий удельный расход топлива (с учетом работы двигателя на холостом ходу) и расход в движении. Первая величина сильно зависит от времени года – например, зимой двигатель часто работает на стоянках во время загрузки автопоезда. То есть, топливо сгорает, а километраж не растет. Такая же ситуация в затяжных пробках, где поток периодически замирает на месте. Зато расход в движении достаточно стабилен – всплески бывают, в основном, в периоды возникновения «ползущих» пробок, когда машина много времени едет на низших передачах. Но обычно тестовый DAF XF105.460 потребляет чуть более, а временами и менее 30 л/100 км, с номинальной нагрузкой 19 тонн. Учитывая далеко не равномерный режим движения по МКАД –даже когда там нет пробок – такой расход можно назвать весьма умеренным. Примерно о таком же, причем на равнинной загородной трассе, рассказывают водители 460-сильных DAF XF, обутых в цельнометаллокордные энергосберегающие шины именитых европейских марок. Стало быть, по этому параметру «Кама» как минимум не хуже. Данные по тестовому автопоезду мы свели в таблицы, а динамику изменений отобразили графиками. Как и следовало ожидать, удельный расход топлива и время работы двигателя на холостом ходу растут с наступлением зимних холодов и в периоды повышения загруженности дорог, например, перед праздниками, после окончания сезона отпусков, во время снегопадов и в иных усложняющих движение условиях.
Один рейс
Мы решили проследить изменение средней скорости движения и удельного расхода топлива на обычном маршруте автопоезда – от Нахабино до Люберец (поселки в ближнем Подмосковье) через западное полукольцо МКАД. Решено! Проедем в кабине тягача от пункта загрузки до пункта разгрузки, фиксируя на фото дорожную обстановку и засекая время прохождения контрольных точек. Морозное солнечное февральское утро. В рефрижиратор только что загрузили 32 палеты, и водитель Владимир Фираго (стаж с 1979 года, удостоверение категорий «В», «С», «Д», «Е», работал как на отечественных автомобилях, так и на иномарках: DAF, Mercedes-Benz, Renault, Scania.) выставляет нужную температуру на контроллере полуприцепа. На улице минус 18 градусов, а для нашего груза – куриных яиц – положено от нуля до плюс 20, стало быть, ХОУ будет работать в режиме нагрева. Практически без напряга, и с хорошим для 38-тонной махины ускорением, 460-сильный DAF уходит в рейс. Через 20 минут после старта мы выезжаем на МКАД – кольцевая на удивление пустынна. «Так и должно быть, – объясняет Володя. – Морозы ударили – дороги сразу стали свободными. Но, возможно, ближе к Волгоградке, будут пробки». Прошло еще 6 минут, и мы уже пересекаем Минское шоссе – скорость не падает ниже 70 км/ч. А ведь дней пять назад, когда было минус три градуса, доехать сюда утром от Рижской трассы можно было не быстрее, чем за полчаса. И вот так, со свистом, пролетели почти треть кольцевой дороги за 35 минут. А на самом деле – за 20, поскольку 15 минут машина стояла на обочине, готовясь к фотосъемке. Некоторое увеличение плотности трафика наблюдалось только на участке между Минским и Боровским шоссе, но неудобства оно доставило лишь торопыгам в легковушках, которые хотели гнать под 120 и не смогли. А наш грузовик как шел 70, так и идет. Пейзаж за окнами все больше и больше становится «промзонным», среди соседей по дороге прибавляется большегрузов. Все чаще оживает рация – дальнобойщики, особенно из регионов, спрашивают, как куда проехать и есть ли впереди пробки. Сленг, естественно,специфический. «Кто подскажет, как до Волгоградки «наружка» бежит?» Это прямо к нам обращаются, ведь мы едем именно по наружному кольцу МКАД с юга на юго-запад. Володя отвечает: «После Варшавки немного потолкались, дальше нормально». А вот еще… «Как у нас Каширка дышит?» И кто-то именно с Каширки отзывается: «Держит чуть-чуть». Таким образом, с двумя пятнадцатиминутными остановками для фотосъемки, DAF добрался до склада в Люберцах за 2 часа 5 минут. Постоять пришлось только на завершающем отрезке в поселках Дзержинский и Котельники – там двухрядные дороги и светофоры. А по возвращении в редакцию мы совместили свой хронометраж с GPS-мониторингом от компании Omnicomm.
МНЕНИЕ
Александр Гребенник – Директор отдела послепродажного обслуживания компании VH-DAF
– Свою флагманскую модель фирма DAF Trucks выпускает с 2005 года на головном заводе в голландском городе Эйндховене. Тягач DAF XF 105 оснащают моторами семейства Paccar MX, объемом 12,9 л. Это рядный 6-цилиндровый агрегат с общей для всех цилиндров 24-клапанной головкой блока. Привод клапанов – штангами от нижнерасположенного распредвала. Гильзы цилиндров – «мокрые», шестеренный привод распредвала и вспомогательных агрегатов – со стороны маховика, в системе смазки – центрифуга. Топливная система – с индивидуальными для каждого цилиндра насосными секциями высокого давления от фирмы Delphi, интегрированными в блок цилиндров. Трубки, соединяющие насосы с форсунками, одинаковой длины. Такая конструкция обеспечивает двигателю высокий КПД – в крейсерском режиме автопоезд полной массой 38 тонн расходует всего около 30 л/100 км, и на фоне этой величины экономия от применения энергосберегающих шин может быть существенной. На автопоезде, принадлежащем компании «Праксис-Ово» и проходящем у нас плановое техобслуживание с самого начала эксплуатации, никаких неисправностей ходовой части, требующих замены деталей или регулировок, не было – только предусмотренные регламентом ТО проверки. Как показывает практика, долговечность деталей, влияющих на углы установки колес – в рулевом управлении, подвеске, мостах – на тягачах DAF обеспечивает безремонтный пробег, несопоставимо больший тех 75 тыс. км, что прошел за год с небольшим данный автомобиль. При таких относительно скромных пробегах по гладким подмосковным дорогам и при своевременном техобслуживании говорить о влиянии ходовой части на долговечность шин не придется еще как минимум пять лет.http://vh-daf.ru/news_articles/174