ГОДОВЩИНА СПЕЦПРОЕКТА журнала “РЕЙС за Рулем”
Важное отличие этого проекта – стабильные условия эксплуатации. Шины «Кама » смонтировали на колеса нового автопоезда, которым управляет один и тот же водитель. Нагрузка – строго по паспорту, маршрутов – всего два. Отчетный период – с февраля 2011 по февраль 2012 года, таким образом, мы замкнули череду смены сезонов и погодных условий. Это позволило оценить не только эксплуатационные качества и темп износа новых российских энергосберегающих шин с цельнометаллическим каркасом, а также опыт первого года эксплуатации тягача DAF XF105, но и условия работы и расход топлива автопоездом в разные сезоны, месяцы, дни недели и время суток. Что крайне важно перевозчикам, чьи маршруты пролегают по крупным городам и их пригородам. Для этого с первого дня испытаний на машине установлено оборудование, определяющее ее местоположение и остаток топлива в баке.
Тягач
Чистоту эксперимента обеспечивает и безукоризненно исправное состояние тестового автопоезда. Не надо объяснять, что никакая – даже самая долговечная в мире – шина не рассчитана на работу с разрегулированными углами схождения колес, деформированными балками мостов или «гофрированными» лонжеронами рамы. Но на этот счет мы спокойны – к моменту старта проекта автопоезд прошел всего 20 тыс. км, и даже нынешние 75 тысяч на машине с ресурсом в 1,6 млн км позволяют считать ее практически новой. Автомобиль регулярно проходит плановое обслуживание в техцентре компании VH-DAF – официального дилера голландкой марки – никаких отклонений от нормы в состоянии узлов шасси не обнаружено. Не менее важно для нашего спецпроекта и состояние двигателя – достаточно даже небольшого перерасхода топлива, например, из-за неисправности прецизионной аппаратуры высокого давления, и пытаться уловить экономию от применения шин с пониженным трением качения будет бессмысленно. По этой же причине не стоит затевать испытания энергосберегающих шин на автомобиле с морально устаревшим силовым агрегатом или, например, на многоосном тяжеловозе, или полноприводном вездеходе – то есть на технике с объективно высоким (до 50 л/100 км и более) удельным расходом топлива. Другое дело – современный магистральный тягач DAF XF 105, в котором все конструкторские решения направлены на борьбу за каждый сэкономленный миллиграмм топлива. Тестовый автомобиль – на двухосном, самом экономичном, шасси, рассчитанном на эксплуатацию по хорошим, расчищаемым зимой дорогам. Еще одна особенность его комплектации – автоматизированная 12-ступенчатая коробка передач As Tronic от фирмы ZF, призванная не только облегчить труд водителя, но и обеспечить экономичный режим работы двигателя. Обычно наши перевозчики выбирают «механику», и в компании «Праксис-Ово», скорее, предпочли бы простой и надежный 16-ступенчатый агрегат той же фирмы, но эта конкретная машина была в наличии у дилера (а такие всегда дешевле, чем собранные под заказ), и все решила цена.