Министерство транспорта Российской Федерации совместно с НП «ГЛОНАСС» планируют после нового года предложить участникам навигационного рынка, в том числе сервисным операторам, некую бизнес-модель. Основная идея – заставить существующих игроков рынка использовать автоматизированную систему экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС», предназначенную для оказания бесплатной экстренной помощи пострадавшим в авариях на дорогах России. Применение данной платформы позволит компаниям оказывать автовладельцам навигационно-информационные услуги на коммерческой основе. Разработчик платформы – зарубежная компания «ЛюксофтПрофешенл». Конкурс на создание навигационно-информационной платформы к проекту «ЭРА-ГЛОНАСС» не проводился, а в самой платформе помимо базовой функции – маршрутизации сигнала экстренной помощи - предусмотрены макеты и для дополнительных коммерческих услуг. Согласно задумке ведомства и некоммерческой организации НП «ГЛОНАСС», использование этой платформы позволит в разы масштабировать рынок навигационно-информационных услуг. Услуги будут оказываться с использованием самого терминала «ЭРА-ГЛОНАСС», который каждый автовладелец должен за свой счет установить в автомобиль, либо автопроизводитель должен установить терминал при сборке автомобиля на конвейере. Однако на сегодня существует ряд нерешенных проблем для реализации проекта: отсутствие единых технических требований, сжатые сроки для выполнения требований «ЭРА-ГЛОНАСС», наличие двойного профиля симчипа при отсутствии такового стандарта, отсутствие сертифицирующих органов для оборудования «ЭРА-ГЛОНАСС», отсутствие регламентов, определяющих отношения между «ЭРА-ГЛОНАСС» и сервисными операторами, назначение MVNO в «ЭРА-ГЛОНАСС».
Ведущий игрок рынка в сегменте предоставления навигационно-информационных услуг ГЛОНАСС/GPS для физических и юридических лиц – компания «Мегапейдж» (бренд «Автолокатор») проанализировала последствия реализации предложенной бизнес-модели. Таймур Двидар, руководитель компании «Мегапейдж», отмечает: «такие меры, в том числе на законодательном уровне, приведут к монополизации рынка и, как следствие, к деградации инноваций и изобретений, регрессии рынка в целом. Опираясь на 18-летний опыт нашей компании, подчеркну, что предлагаемая бизнес-модель заведомо неэффективна и обеспечит минимальное проникновение навигационно-информационных услуг. Сейчас все компании на рынке, так или иначе связанные с навигационным и смежными рынками, уже имеют собственную отстроенную инфраструктуру и собственную телематическую платформу (автоматизированную систему). Помимо этого компании развивают и свои продукты в сфере IT-интеграции.»
По мнению эксперта реальная коммерциализация ГЛОНАСС может быть обеспечена только с учетом современных автомобильных, технико-технологических и иных тенденций. Также необходимо проведение детального анализа и составление прогноза потребительских предпочтений в цепочке: автопроизводитель – телематический провайдер/сервисный оператор – государство - потребитель. В данной модели телематический сервис-провайдер станет буфером между автопроизводителями и инфраструктурой «ЭРА-ГЛОНАСС», что позволит достичь максимального покрытия рынка до 50-70%, и популяризировать навигационно-информационные услуги на основе ГЛОНАСС.
Это позволит российским компаниям, занятым в секторе IT, навигации и высоких технологий, достигать передовых позиций на мировом рынке, т.к. разработки и инновации формируются только в мотивированной среде с коммерческой отдачей в условиях рыночной экономики.
Врезка:
Циклы автомобильного проектирования и производства довольно продолжительны - от 3-х и более лет. Существующая тенденция технологической унификации, с одной стороны, упрощающая технологические процессы, с другой, обеспечивающая технологическое преимущество каждого автомобильного бренда, в будущем только усилится. Это приведет к формальному исполнению требований «ЭРА-ГЛОНАСС» автопроизводителями, а все дополнительные сервисы на основе навигации со встроенными компонентами в конструкцию автомобиля будут реализованы в другой системе на борту автомобиля.
Так, к примеру, проникновение навигационно-информационных услуг в рамках комплексной программы Volvo On Call составляет в 2012 году – 17%, в 2013 г. мы ожидаем 24%, а в 2014 г. – 40%. При этом клиенты добровольно выбирают и подключают предлагаемые сервисы. Успех заключается в удовлетворении интересов всех сторон, задействованных в процессе: автопроизводитель – эффективная коммуникация с потребителем (Smart СRM/облачный сервис), оперативный сбор статистики по эксплуатации автомобиля, продажа услуг и продуктов (Умное страхование); водитель и пассажиры – повышение комфорта владения транспортным средством, включая удаленное управление автомобилем посредством мобильного приложения; дилеры – загрузка сервиса официального дилера с целью продажи оригинальных запасных частей. Масштабирование подобной модели при использовании инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС» может реально увеличить рынок в разы и к 2020 году его объем может составить более 172 млрд рублей.
Стоит отметить, что изменения, начавшиеся с конца прошлого года на рынке спутниковой навигации и транспортной телематики, приведшие к распаду целого ряда до этого крупных игроков, никаким образом не повлияли на компанию «Мегапейдж», бренд «Автолокатор». Напротив, компания демонстрирует стабильный рост, развитие, расширение и наращивание компетенций, особенно после технологической модернизации инфраструктуры и технического перевооружения. Сейчас компания реализует и ориентирована на ряд крупных проектов с использованием навигационных технологий, успешно продвигает технологии ГЛОНАСС в ближневосточном регионе.
Справочно:
Компания «Мегапейдж» - технологический лидер отрасли транспортной телематики в России и за рубежом, поставщик автомобильных систем безопасности и услуг мониторинга транспорта, ведущий сервисный оператор по оказанию навигационно-информационных услуг под брендом «Автолокатор» широкому кругу потребителей с использованием спутниковых технологий ГЛОНАСС и GPS. Компания основана в 1994 г., рынки - Россия, страны СНГ и Ближнего Востока.