Сколько раз сегодня по дороге туда, куда вы ехали, вам попадалась реклама «Феррари»? «Лексусы» со щитов глядят совсем редко, BMW и «Мерседесы» - чаще, а изображения Renault Logan появляются на улицах Москвы быстрее, чем на Волгоградке успевают «агрегатно собирать» сами автомобили. Это значит накачивать колёса (на отечественном сырье) и втыкать на место прикуриватель (по российским технологиям).
МАССИРОВАННОГО ПРИСУТСТВИЯ МАРКИ CDT Audio в рекламном пространстве вы тоже не увидите. По сходной причине. «Феррари»? Ну, это ещё поглядим, когда прибудет время, но «Лексус» - наверняка.. Хозяева положения, то есть сама калифорнийская фирма, говорят открыто и без кокетства. «Мы - аудиофилы, производим продукт для аудиофилов и делаем всё, чтобы остаться в стороне от «мейнстрима», живущего под лозунгом «Бум-бум-недорого, деньги давай».
Название фирмы (основанной, стати, больше двух десятилетий назад) расшифровывается как Controlled Dispersion Technology, ибо именно вопросы направленности распространения звуковых волн в салоне автомобиля были положены в технологический фундамент компании.
Более всего за прошедшие двадцать лет фирма прославилась своими... коаксиалами. С формальной точки зрения акустику CDT Audio в исполнении Braxial следует относить к коаксиальному типу. В той же мере, правда, в которой к этой категории относятся Morel Integra, Boston Pro, а в прошлом (к сожалению) и KEF Kar UniQ. Здесь тоже нешутейные ценовые лимиты и та же фундаментальная идея: реализовать несомненные (и много раз обсуждавшиеся на наших страницах) достоинства коаксиальных излучателей, избавив их от столь же хорошо изученных но, увы, не изжитых, недостатков. Только подходы у участников процесса были и остаются разными.
Концепция Braxial в исполнении CDT Audio - это установка ВЧ-излучателя перед диффузором мидбаса на консоли, как бы полумосте. Фирменное название это и означает: Bridge Axial. Принципиальным при этом становится то, что пищалка устанавливается не по оси мидбаса, поэтому коаксиальности в математическом смысле здесь никогда и не было, это мы просто употребили устоявшийся термин, чтобы произвести шокирующее впечатление на читателя (получилось?). пищалка в Braxial установлена, во-первых, в стороне от оси мидбаса, а во-вторых - под углом.
Насколько в стороне и под каким углом - об этом специалисты фирмы говорят с негромкой, трудовой, я бы сказал, гордостью. Цель интегрированного излучателя (пусть будет коаксиального, так привычнее, да, в прочем, и распространённее) - не только и не столько облегчить установку, это важно для акустики класса «радио и вообще», а главное - обеспечить фазовое совмещение излучения специализированных головок. Попытка механического совмещения осей в большинстве случаев приводит к тому, что фронты волн с гарантией окажутся сдвинуты в пространстве. Тем более этому поможет примитивный кроссовер, оставляющий фазовые соотношения головок «на волю волн». Это не говоря уже о том, что в типовой конструкции коаксиального излучателя, как бы с этим ни боролись, под корпусом пищалки будут биться и вступать в незваное взаимодействие с основным излучением звуковые волны, отражённые от диффузора и корпуса ВЧ-излучателя. В динамиках Braxial пищалка отнесена в сторону от центральной части диффузора, которая и излучает вблизи верхней граничной частоты мидбаса, вопрос интерференции выносится, таким образом, из узкой щели под пищалкой на открытое пространство. И здесь становится важным, насколько правильно организована работа головок в области совместного излучения.
Как известно, стандартом в car audio считаются разделительные фильтры 2-го порядка (12 дБ/окт.). Отклонения, не считая тех, которые вызваны стремлением к экономии на спичках, обосновываются стремлением обеспечить фазовую корректность совместной работы полосных излучателей и связаны, как это часто бывает в технике, с двумя диаметрально противоположными направлениями. Одни ставят пологие фильтры 1-го порядка, поскольку те вносят минимум собственных фазовых сдвигов, другие - наоборот, делают фильтры круче (18 или 24 дБ/окт.) с тем, чтобы сузить полосу, где мидбас и пищалка работают вместе, мешая друг другу.
CDT Audio твёрдо придерживается второй школы, причём в наиболее радикальном варианте. Акустика этой фирмы - единственная в мире (в car audio мире, по крайней мере), где на постоянной основе используются так называемые эллиптические фильтры. Такие фильтры могут обеспечить вблизи границы раздела полос крутизну спада характеристики и 30, и 40, и, при определённом выборе параметров, 60 дБ/окт. При числе элементов, ненамного большем, чем у фильтров 4-го порядка. В результате область совместной работы головок сужается до предела практически во всём диапазоне, за вычетом узкой полосы в середине, работает либо только мидбас, либо только пищалка. Нетрудно заключить, что именно это обеспечивает искомое (как вытекает из названия фирмы) контролируемое распространение звуковых волн: всегда от одного точечного источника.
Внешне акустика CDT Audio не очень похожа на крутой эксклюзив, которым является. Никаких комплексов по части цветовой гаммы у конструкторов нет. Поэтому топовая линейка CDT Audio EuroSport 07 оформлена в яркой оранжевой гамме, а следующая серия EuroSport Competition - ослепительно жёлтая. Сейчас американцы работают над изменением дизайна.
Четырёхполосный комплект в производственной гамме один, трёхполосных, с эллиптическими фильтрами - четыре, от топового EuroSport 07 до относительно бюджетного Classic. Но свободы выбора при этом гораздо больше, чем можно предположить. Супертвитеры с отдельным регулируемым блоком формирования сигнала под фирменным названием UpStage могут быть подключены почти ко всем компонентным (или Braxial, которые по кроссоверам идентичны) комплектам, причём фирма приводит в качестве примера использования своей технологии коррекции высоты звуковой сцены машину одного из американских чемпионов, где на фронте установлен без переделок комплект четырёхполосной системы EuroSport: три полосы (включая основные пищалки) - в кикпанелях, корректирующие супертвитеры - на стойках.
И твитеры, и супертвитеры поставляются потребителям не только в составе систем, но и отдельно, с фильтрами и без. А чтобы не навязывать свои предпочтения другим в вечном споре, касающемся материалов купола, пищалки топовых серий идут шеренгами: с шёлковым, алюминиевым и титановым куполами. Электрические параметры у них близки, а установочные размеры - одинаковы, поэтому не только теоретически, но и на практике можно в готовой системе выбрать пищалку методом прямого и немедленного сравнения.
Отдельно поставляются и все разделительные фильтры, включая самую интересную разработку: гибридный кроссовер - пассивный эквалайзер HEX-5000, в котором настраиваются не только параметры раздела полос, но и характеристики среднечастотного звена, в зависимости от особенностей салона.
В более доступной серии High Definition вся эллиптика - на месте, а двухполосные системы идут в вариантах компонентном или Braxial. Ещё ближе к народу серия УА-Cast Convertible, это - трансформеры «компонент - коаксиал» (на этот раз - традиционного типа) с фазовыравнивающими пулями и литыми корзинами, EF-Neo с неодимовыми магнитами для проблемных установок, и, наконец, только в совсем народных сериях Classic и KAMA (честное слово, так и называется) применяются штампованные диффузородержатели. И только у «Камы» фильтры обычные, 2-го порядка. Это единственная точка, где гамма продукции CDT Audio хоть как-то подходит к мейнстриму. Всё остальное - под собственным неусыпным контролем...
Евгений КРУТОВ
Автозвук Best Sound
Россия, город Санкт-Петербург,Северный проспект, д. 7, ТЦ Маршал, секция 11
время работы: пн-сб 9:00-21:00
Автомагнитолы, Автоакустика, Автосигнализация
+7 (921) 942-35-48
http://avtobestsound.ru
info@avtobestsound.ru