Ну, наконец-то, пришло время, когда можно сесть за руль нового автомобиля Mazda MPV 23T, в котором, как известно, впервые применяется комбинация «минивэн плюс бензиновый двигатель «турбо», и сделать на нем пробную поездку! Думаю, что истинные любители и знатоки автомобилей причину моего волнения поймут правильно. Для всех остальных сделаю небольшое пояснение.
Итак, официальная информация о том, что компания Mazda приступила к выпуску полностью обновленного автомобиля марки MPV, прошла второго февраля сего года. При этом было заявлено, что новая машина будет выпускаться с уже известным всем двигателем серии MZR рабочим объемом 2.3 литра. Правда он, в свою очередь, может идти с простой системой впуска, либо быть оборудованным турбокомпрессором. И еще, независимо от модификации двигателя, новая модель MPV будет иметь привод на передние колеса или же полный привод 4WD. Однако была сделана одна оговорка: согласно производственному плану в продажу разные модели поступят не сразу, а с небольшим разрывом во времени. А начнется реализация с самой массовой, как планировалось, модификации, которая оснащается простым (не турбо) мотором и имеет привод на передние колеса. Так оно и случилось. И лишь только 20 марта, то есть, спустя полтора месяца на рынок была выпущена еще одна разновидность новой машины - модель MPV 23T, тоже с передним приводом. Причем тогда, в феврале, когда проводилась официальная презентация обновленного модельного ряда для представителей прессы, эту модель опробовать так и не удалось. Кстати сказать, что касается полноприводной версии машины, то начало ее реализации запланировано на 15 апреля, так что, когда этот репортаж будет опубликован, вполне вероятно, что по дорогам уже будут бегать все модификации, включенные в обновленный модельный ряд MPV.
Теперь непосредственно о модели MPV 23T. Для ее оснащения был взят серийный мотор MZR объемом 2.3 литра, который, однако, оказался дооборудован системой прямого впрыска, разработанной в компании Mazda и обозначаемой буквосочетанием Disi, а также турбокомпрессором типа «turbo charger». Если говорить точнее, то это та же разработка, что используется в модели Mazda Atenza, а также планируется устанавливаться на автомобиль Mazda Speed Acceler, который вот-вот должен появится в продаже. Но вот что интересно: если судить только по двигателю, машина MPV 23T должна обладать чрезвычайной резвостью. Но я убедился, что это не так и что она по сути дела очень уравновешена и отличается, если так можно выразиться, покладистым характером.
Если проводить аналогию и попытаться найти нечто подобное среди машин иных производителей, то я бы сравнил новый автомобиль MPV 23T с современным минивэном 3 – 3.5 – литрового класса, оснащенного V-образным двигателем с 6-ю цилиндрами. Так что не вызывает сомнения тот факт, что и по уровню оснащенности, и по удобству в управления эта модель является своего рода флагманом, или лучше сказать, эталоном машин марки Mazda, настолько совершенной она мне показалась. Возможно, что для характеристики этого автомобиля может быть использовано в качестве ключевого слова определение «sporty», то есть «с активным характером». Но я думаю, что это весьма условное определение, которое не передает истинного положения дел, а служит только для того, чтобы выделить эту модель среди иных представителей модельного ряда MPV, или, если смотреть шире, среди иных машин, выпускаемых ныне под маркой Mazda.
У автомобиля MPV нового, теперь уже третьего поколения есть одна особенность: его, в отличие от предшественников не планировали продавать на рынке Северной Америки. И, следовательно, когда его разрабатывали, конструкторы могли забыть о требованиях, которые предъявляют американцы к автомобилю типа «минивэн». А требования эти таковы: минивэн должен иметь 6-цилиндровый V-образный мотор и очень вместительный багажник. Так на смену шестицилиндровому мотору, которым оснащалась прежняя модель, пришел двигатель объемом 2.3 литра «турбо». Багажное отделение стало несколько меньше по объему, но с этим можно согласиться, учитывая, что высота машины также уменьшилась, и плюс к этому решено было установить в третьем ряду сидения особой, легко складывающейся конструкции.
Следует попутно заметить, что аналогичный «спортивный» минивэн Honda Odyssey с самого начала разрабатывался в расчете на то, что на нем будет стоять именно 4-х цилиндровый мотор. Именно так предполагалось достичь максимально заниженного центра тяжести. В противоположность этому автомобиль MPV нового образца, можно сказать, универсален, поскольку в его моторном отделении хватит места не только для 4-х цилиндрового, но также и 6-цилиндрового мотора. Таким образом, причина выбора двигателя с меньшим количеством цилиндров для японской версии машины никак не связана с особенностями ее компоновки. А с чем же тогда? Тут сыграли свою роль соображения экономического характера: раз на минивэн можно поставить мотор, который уже разработан под другую модель, значит, себестоимость этого минивэна при прочих равных условиях все равно окажется ниже. Но, кроме этого, перед разработчиками стояла еще одна задача: как сделать, чтобы увеличение мощности не влияло на экологическую безопасность машины. В самом деле, для того, чтобы резко увеличить мощность двигателя, нет ничего проще, чем дооборудовать его системой принудительного впуска типа «turbo charger». Но в последнее время предпринимаются многочисленные попытки помимо этого решить задачу иначе, за счет более тщательной регулировки системы впуска, например, путем установки турбокомпрессора низкого давления, который довольно часто используется в европейских машинах. И если необходимый резерв мощности получается при относительно небольшом расходе горючего (читай, при минимальном количестве цилиндров), то, согласитесь, внутренние потери, возникающие из-за трения, в пересчете на единицу развиваемой мощности также уменьшаются.
Тот факт, что на новом автомобиле MPV 23T стоит двигатель, разработанный для модели Speed Atenza, отнюдь не означает, что сам турбокомпрессор также перенесен сюда без изменений. Можно, конечно, было проигнорировать разницу в весе этих двух автомобилей (кузов минивэна, понятное дело, более тяжелый), но что бы из этого вышло!? По крайней мере, авторы проекта MPV не стали рисковать и внесли в конструкцию компрессора ряд изменений. Был уменьшен диаметра канала, по которому отработанные газы направляются на вращение турбины, что привело к тому, что эффект от ее работы становится особенно заметен при малой и средней скорости движения машины. Одним словом, турбина двигателя серии MZR, разработанная специально для минивэна, сделана с упором не на высокую, а на среднюю скорость движения, причем ее работа протекает незаметно для водителя. В общем, если шоферу, садящемуся за руль этого минивэна, не сообщить, что двигатель машины имеет объем 2.3 литра и турбокомпрессор, то он может так ничего и не понять и до конца полагать, что под капотом у него атмосферный мотор с большим рабочим объемом. Рискну предположить, что по степени «имитации» работы простого двигателя силовой агрегат «турбо», устанавливаемый на автомобиль MPV 23T, даже превосходит моторы, оборудованные турбинами низкого давления, используемые в последних моделях Volvo или Saab. Но дело, судя по всему, не только в самом двигателе, но и в удачно подобранной под мощный крутящий момент 6-ступенчатой автоматической коробке передач марки Aishin. Кстати сказать, коробка той же марки стоит на последней модели Mazda Roadster, правда там она располагается не поперек, а вдоль кузова.
Вообще-то у компании Mazda имеются и свои автоматические коробки передач, которые предназначены для двигателей поперечного расположения. Взять хотя бы 4-ступенчатую коробку, которая имеет довольно длительную историю, а сейчас успешно работает на передневриводной модификации модельного ряда MPV (имеется в виду модель, оснащаемая простым двигателем). Или, скажем, 5-ступенчатая трансмиссия, которая применяется в машинах модельного ряда Atenza. Но ни одна, ни другая коробка не рассчитаны на такой мощный крутящий момент, которым отличается двигатель серии MZR turbo. Поэтому, как поведал мне представитель группы разработчиков MPV 23T, им уже в ходе работы пришлось, скрепя сердцем, остановить свой выбор на трансмиссии, производимой компанией Aishin. Но лично мне показалось, что в итоге все вышло, как нельзя лучше!
Подвеску следует сделать такой, как на машине с простым двигателем.
В начале я уж отмечал, что главными отличительными особенностями новой машины MPV 23T можно назвать ее сходство по ходовым характеристикам с моделью Speed Atenza. В частности, внушают уважение скоростные характеристики двигателя MZR turbo (245 лошадиных сил, а крутящий момент 35.7 кг/м!). В качестве третьего ключевого момента можно указать шины с профилем 55, которые на данной машине сочетаются со сверхбольшими 18-дюймовыми колесами. Все эти достоинства, тем не менее, оставляют открытым один вопрос: а как у этой модели с комфортом? По результатам испытательной поездки могу сказать, что и в этом плане тоже все на высоком уровне. Например, при преодолении даже довольно грубых стыков дорожного покрытия ударов практически не ощущалось. Чем это обусловлено? Во-первых, высоким уровнем жесткости кузова, а во-вторых, вероятно, снижением до минимума трения в деталях конструкции подвески. Если взять и объективно сравнить уровень комфорта пассажиров задних сидений в новой машине MPV 23T и в типичном высококлассном минивэне, взятом от другого производителя, который должен отличаться 6-цилиндровым V-образным мотором, то, уверяю вас, в салоне MPV у них не будет особых причин на жалобы или проявление недовольства.
Однако следует отметить вот что. Версия машины MPV с простым двигателем, которая комплектуется колесами в 16 дюймов, по мнению многих, являет собой пример очень удачного сочетания двух ключевых моментов любой машины – комфортабельности и управляемости. Причем главная роль в этом «балансе интересов» принадлежит умело настроенной подвеске, регулировку которой иначе, чем великолепной, и не назовешь. Я еще раз убедился в этом, поскольку программа испытательных заездов была составлена таким образом, что предоставлялась возможность опробовать как первую, так и вторую (то есть, MPV 23T) модель. Сравнение показало, что подвеска автомобиля с двигателем «турбо» требует дальнейшей доработки. Да, действительно, при движении по не совсем ровной дороге с многочисленными стыками автомобиль умело компенсирует недостатки дорожного покрытия, это так. В то же время у меня сложилось впечатление, что, увлекшись проблемой смягчения стыков на дороге, конструкторы упустили другой момент: насколько успешно подвеска гасит колебания и насколько эта способность совмещается с характеристиками колес, в частности, с силой сцепления шин с дорогой. Например, когда машина движется на высокой скорости, и на пути встречаются неровности, то их преодоление осуществляется довольно мягко. Но после каждой такой неровности кузов машины, оказавшись как бы в приподнятом положении, еще некоторое время не может успокоиться. И еще, при повороте рулевого колеса передняя часть автомобиля идет так, как нужно водителю. Однако характерный для такого момента крен оказывается, во-первых, довольно большим, а во-вторых, наступает с некоторым опозданием. Когда машина находится в середине поворота, то увеличенный крен воспринимается, как вещь вполне естественная. Важно только, чтобы у водителя не возникало ощущения, будто колеса уже убежали вперед, а кузов по инерции движется в прежнем направлении. Тогда машина уже не воспринимается, как единая, монолитная конструкция.
Следует оговориться: если бы лично меня спросили, стоит или нет затягивать подвеску еще больше, то я, наверное, сказал нет. Дело в том, что, как уже было сказано, кузов автомобиля MPV обладает достаточной жесткостью, и поэтому, если привыкнуть к тому, как машина ведет себя на неровном дорожном покрытии, в дальнейшем это уже не будет вызывать чувство дискомфорта. Нужно только учитывать, что подвеска имеет некоторые особенности, которые не позволяют ей сразу выполнить «требования» водителя в полном объеме. Поэтому, если водителю дорог покой и удобство близких ему людей, которые мирно дремлют на задних сидениях, то при езде с высокой скоростью следует ввести машину более аккуратно.
В то же время хочу подчеркнуть: по такому показателю, как скорость прохождения извилистых участков дороги автомобиль MPV 23T оценивается довольно высоко. До этого такими «бойцовскими» качествами на виражах отличались машины Honda Odyssey, Toyota Estima и родственник автомобиля MPV - модель Mazda Premacy. После появления модификации MPV 23T можно смело говорить что сложившийся до этого «триумвират» минивэнов, отличающихся особой управляемостью, нарушен появлением еще одного достойного конкурента. Так что и по ходовым качествам, и по уровню комфорта машина MPV 23T находится более, чем на высоком уровне, если оценивать все модели модельного ряда MPV, выпускавшиеся в последние несколько лет. Правда те из водителей, которые все равно считают, что машиной с простым двигателем управлять приятнее, наверное, желали бы, чтобы автомобиль MPV «турбо», раз уж он существует, затмевал собой все прочие минивэны – конкуренты, по крайней мере, своими скоростными характеристиками.
Возможно, что кому-то я покажусь слишком придирчивым. Что ж, такое часто случается, когда имеет место то, что в психологии принято называть инфляционным ожиданием. Но если посмотреть на все непредвзято, что можно увидеть? Автомобиль MPV 23T отличается мощной тягой и надежными тормозами, это в свою очередь, позволяет ему, что называется, играючи преодолевать извилистые участки дороги. Плюс к этому просторный, удобный салон. Таким образом, потребительскую стоимость новой модели можно оценить, как очень высокую. В то же время приобрести этот автомобиль можно за 2 млн. 800 тысяч иен. Хочу напомнить, что цена аналогичного по классу минивэна Toyota Estima любой комплектации переваливает за 3 миллиона. И пусть даже эта машина оснащена 6-цилиндровым V-образным мотором, стоит ли переплачивать?
Технические характеристики машины Mazda MPV 23T spec:
Длина 4870 мм Х ширина 1850 мм Х высота 1685 мм.
Колесная база: 2950 мм.
Вес машины: 1800 кг.
Привод: на передние колеса
Двигатель: 2.3 -литровый, 4-цилиндровый с рядным расположением цилиндров и двумя распределительными валами, «турбо»; развиваемая мощность 245 л.с. при 5000 об/мин., наибольший крутящий момент – 35,7 кг/м при 2500 об./мин.
Трансмиссия: 6-ступенчатая автоматическая коробка передач
Цена машины: 2 млн. 800 тыс. иен