Mazda Miata: эволюция гейши

Mazda Miata

«Стиль вождения, ради которого люди покупают легкие спортивные автомобили, не меняется. Но сохранение таких ощущений от автомобиля, который должен также отвечать другим постоянно меняющимся требованиям, можно назвать очень серьезной задачей для инженеров Mazda». /Такао Кидзима (Takao Kijima), руководитель программы MX-5/

Двадцать лет
Маленькая машинка Mazda MX-5 (девичье имя Miata) выпускается с 1989 года. С тех пор три поколения этого автомобильчика радуют сотни тысяч своих преданных поклонников по всему земному шару отменно сбалансированным шасси и увлекательным комплексом ходовых качеств, выраженных, как обычно, кратким, но ёмким японским слоганом «Джинба Иттай» (Jinba Ittai), обозначающим стрельбу всадника на лошади на полном скаку из лука.

И на протяжении двух десятилетий представители компании не устают рассказывать, а журналисты с удовольствием пишут, об этом чуде японского автомобилестроения.

Хотя куда проще взять автомобиль на тест-драйв, чтобы всеми частичками своего тела почувствовать то, что скрывается за естественно красивой и скромной внешностью Mazda Miata!

Тогда, может быть, есть смысл поразмышлять над тем, чем Mazda MX-5 не является или чего она попросту не умеет?

Ничего не умеет
Маленькая Miata – весьма неудобное транспортное средство, особенно для семьи. Этот автомобиль не только не годится для перевозки вещей (и уж тем более мебели) на дачу, но даже для ежедневных поездок на работу и шоппинга по выходным не подходит.

Такая машина не может быть способом вложения денег, поскольку стоит недорого – даже у нас в России около одного миллиона рублей. А так как помимо невысокой цены малышка обладает ещё и неброской внешностью, с её помощью и пыль в глаза пустить никому не удастся.

А ещё «Миата» не может быть, к примеру, женой. Потому что, в частности, не умеет готовить. Она, скорее, ближе к гейше, которая может сотворить какое-нибудь изысканное блюдо для гурмана – чтобы угостить своего господина. Но заниматься ежедневной и однообразной стряпнёй – увольте.

Не жена, но подруга
Вот правильно и красиво поданный чай – это совсем другое дело. Как и чашечка или «коробочка» подогретого сакэ.

Miata – как гейша, которая умеет понимать мужские увлечения и разделять их, готовая поговорить или, скорее, послушать об акциях и биржевых котировках, лошадях и автомобильных гонках, дзюдо и сумотори (борцах сумо), о футболе и даже бейсболе (но уже без видимого удовольствия). Собственно, у них и цели схожие – дать возможность мужчине почувствовать себя исключительным – самураем или суперпилотом, не выставляя при этом себя на показ. Вдобавок Miata всегда умела выглядеть так, как нужно её владельцу. И каждый обладатель MX-5 видел за её тонкими чертами то, что хотел. Вслед за изменением его настроения менялась и она. Но не только. Японка обладает удивительным умением менять настроение своего хозяина, разумеется, в лучшую сторону, делая это так тонко, чтобы он попросту не замечал за своим восторгом её усилий. Это он сам – весь такой необыкновенный!

Маленькая Mazda MX-5 Miata всегда была на сто процентов удовольствием от вождения и обладания. Не на 95% и не на 99,9%, а на все 100%!

Пора перемен
Но прошло время. Снова пришла пора рестайлинга и модернизации. И на Парижском автосалоне 2008 года компания Mazda представила две обновлённые модели – MX-5 (с мягкой крышей) и MX-5 Roadster Coupe (с жёстким складным верхом).

Весь комплекс работ над обеими версиями новой Mazda MX-5 Miata можно условно разделить на два направления. Одно из них связано с внешним обликом машины и представляет собою попытку совмещения нескольких элементов новых дизайнерских тем с общим стилем родстера, сформированного ещё первым поколением MX-5. Вторая половина работ – над конструкцией автомобиля – послужила удовлетворению новых требований по безопасности, расходу топлива, чистоте выхлопа и комфорту автомобиля.

Понятно, что упомянутые задачи зачастую пересекаются. Так, к примеру, изменения в дизайне кузова влияют на аэродинамику автомобиля, которая в свою очередь связана с расходом топлива. К тому же, всё это, разумеется, имеет непосредственное отношение к любимой специалистами японской компании теме – проблеме снижения веса. И, конечно же, инженеры Mazda, не могли не воспользоваться очередным шансом для ещё большего увеличения степени послушания автомобиля водителю – того, что они называют не только Jinba Ittai, но ещё и «чистым Zoom-Zoom».

Член семьи
Дизайн крайне важен для любого автомобиля и, тем более, для модели спортивной. Ведь он является не только одним из источников удовольствия от эксплуатации машины, но и самым первым из них. Хорошие функциональные характеристики автомобиля лишь потом поддерживают первые впечатления от его дизайна.

Однако при данном обновлении Mazda MX-5 перед стилистами компании стояла и дополнительная задача по повышению узнаваемости бренда Mazda во всём мире. Всё дело в том, что компания Mazda продаёт в сумме не так уж много автомобилей. И в некоторых странах машины этой марки встречаются весьма редко или хорошо продаются строго определённые модели. Поэтому важно, чтобы любой увиденный человеком автомобиль Mazda идентифицировался им как представитель всей семьи, а не только как конкретная модель. У Mazda же в последние годы сформировался новый стиль дизайна, одним из самых характерных элементов которого стала крупная решётка радиатора пятиугольной формы.

Подобную облицовку и пришлось применить в новой Mazda MX-5 вместо решётки прежней, овальной формы и меньшего размера. Собственно, это изменение и является самым заметным в дизайне нового родстера. Но не единственным.

Внешнему облику Mazda Miata также прибавили динамичности и атлетизма. Пороги новой формы создают характерную линию на боковине кузова, которая заходит на задний бампер, подчеркивая скоростные качества и устойчивость автомобиля. Задний бампер нового дизайна, теперь в большей степени интегрированный в форму кузова, делает эту часть кузова шире и придаёт её форме более спортивный вид. Немного по-иному выглядят также фары головного освещения, противотуманные фары и задние фонари.

В дополнение к перечисленному в модификации Roadster Cope дизайнеры добавили несколько характерных декоративных элементов, повышающих «престижность» этой версии по сравнению с вариантом, имеющим мягкую крышу.

Не навреди
Очень важно то, что при разработке новых машин дизайнеры действовали так, будто руководствовались главным медицинским принципом.

Для сохранения собственного характера, всегда присущего модели MX-5 Miata, углы радиаторной решётки закруглили гораздо больше в сравнении с другими моделями фирмы. Задние фонари сохранили свой традиционный эллиптический мотив, хотя теперь они чуть больше выступают наружу.

И всё же обновлённый дизайн Miata воспринимается пока ещё немного непривычно. Результат рестайлинга чем-то напоминает пластическую операцию – улыбка стала гораздо шире, однако лицо отчего-то выглядит менее живым. Добавленный облику «атлетизм» тоже кажется излишним. Может быть, не стоило изображать то, чего нет? Хотя, возможно, на этот шаг пришлось пойти как раз ради достижения большей степени гармонии с новым лицом.

Раньше (до обновления) как об облике, так и о характере Mazda Miata можно было сказать: «Просто, но сложно». Поскольку за её нехитрой внешностью и конструкцией таился целый комплекс ощущений, который постепенно, с возрастающим наслаждением, открывал для себя её владелец. Новый же дизайн «упрощает» эту задачу.

По крупицам
Хотя, по меньшей мере, можно признать, что в целом характерные черты родстера в процессе рестайлинга пострадали не сильно.

Зато благодаря новым спойлерам, расположенным по углам переднего бампера, дополнительному щитку над нижним отверстием в переднем бампере, новой форме порогов и выступающим задним фонарям, новые Mazda MX-5 Miata с мягким верхом и MX-5 Roadster Coupe обладают наилучшими показателями обтекаемости в своём классе.

Удивительно, что японские инженеры и дизайнеры оценивают влияние формы задних фонарей на аэродинамику машины, учитывая то, где они расположены! Становится понятной та степень тщательности и скрупулезности, с которой разработчики «вылизывали» конструкцию автомобиля. А покупатели потом будут или восторгаться, как всё замечательно просто, либо ворчать по поводу того, что «эти японцы опять ничего нового не придумали».

Динамика эмоций
Создатели новой Mazda Miata так честно и предупреждают насчёт результатов своей работы над конструкцией автомобиля: «В отношении динамических качеств в MX-5 усилена эмоциональная составляющая, которую невозможно отразить «сухим» языком цифр». Но, будто оправдываясь, они всё же пытаются это делать.

Частота вращения коленчатого вала, при которой двигатель развивает максимальную мощность, повышена с 6700 до 7000 мин-1 (2,0-литровый двигатель с механической КПП), а предельные обороты – с 7000 до 7500 мин-1 (все версии с 2,0-литровым двигателем). Есть, правда, ещё и второй мотор – объёмом 1,8 литра, к которому сказанное не относится.

Но далее специалисты Mazda снова берутся за старое, возвращаясь к эмоциям. Но ведь невозможно не согласиться с тем, что звучание двигателя является неотъемлемой характеристикой спортивного автомобиля.

Поэтому в автомобиле Mazda MX-5 с 6-ступенчатой механической коробкой передач инженеры из Хиросимы применили новое устройство – усилитель звучания на впуске (ISE). Звук на впуске, создаваемый ISE, кажется синхронизированным с нажатием водителем педали акселератора. Поэтому водитель наслаждается четким, захватывающим звучанием мотора, например, при плавном нажатии на педаль для выравнивания частот вращения при переключении на пониженную передачу.

Activematic
Единственной «заметной» новинкой на Mazda MX-5 является новая 6-ступенчатая автоматическая трансмиссия Activematic, которая впервые представляется для европейских версий. Эта трансмиссия интересна тем, что предлагает два новых режима управления.

Первый, Direct Activematic (DAM), позволяет водителю быстро переключать ступени с помощью подрулевых переключателей, одновременно продолжая движение с рычагом в положении «D». Режим DAM был разработан для обеспечения быстрого перехода на понижающие ступени при торможении на спусках, интенсивного разгона после замедления при прохождении поворотов и обгона других автомобилей. Его приятная особенность в том, что водителю для выбора передачи не нужно переводить основной рычаг в положение «M».

Другой новый режим Active Adaptive Shift (Активное адаптирующееся переключение – AAS) работает следующим образом: когда система распознает энергичную манеру управления, она способствует ускоренному переключению передач вверх и вниз, чтобы реализовать быструю, спортивную реакцию, в соответствии с намерениями водителя.

Но, скорее всего, самой популярной коробкой у покупателей MX-5 так и останется 6-ступечатая «механика», хотя и с «автоматом» Miata по-прежнему является типично мужским автомобилем. Но может привлечь к себе внимание тех представительниц прекрасного пола, которых как раз раздражает, когда им навязывают что-то типично женское.

Дело не в «прокладке»
При всей важности такого узла как коробка передач он всё-таки не является самым главным для лёгкого спортивного автомобиля – такого, как Mazda MX-5 Miata. Наиболее важными моментами остаются развесовка по осям (а она у MX-5 – неизменна: 50% на 50%) и совместная работа подвески и рулевого управления. Именно эти параметры больше, чем другие, влияют на качество ощущений в цепочке «водитель – автомобиль».

В ходе последней модернизации MX-5 инженеры компании Mazda много поработали над управляемостью этой модели, прохождением поворотов и торможением, чтобы добиться динамических характеристик, которые позволят водителю насладиться еще большим ощущением единения с автомобилем. В процессе доводочных работ была снижена на 26 мм высота центра крена передней подвески, перенастроены её параметры, более острым стало рулевое управление.

Всё это сделало реакции Mazda MX-5 на управляющие воздействия водителя более линейными, а значит, более понятными и приятными для самого пилота.

Инженеры Mazda говорят, что Jinba Ittai непосредственно определяет взаимосвязь «водитель-автомобиль», которую может испытать любой при управлении MX-5 как в городе, так и на извилистых дорогах или на скоростных шоссе. И ключевое слово в этом утверждении – «любой». Для того, чтобы получить удовольствие от управления «Миатой», необязательно иметь спортивную подготовку. Другое дело, что, давая это удовольствие, машина побуждает неопытного водителя совершенствоваться, стремиться к тому, чтобы удовольствие переросло в наслаждение.

В сухом остатке
А, главное, начинать всё можно в любое время – завтра, сегодня, сейчас. Не нужно ждать два года, пока построят трассу «Формулы-1». Автодрома «Москва» хватит для трек-дней за глаза. К тому же управление «Миатой» и на обычных загородных извилистых дорожках может принести немало радости.

Новая Mazda MX-5 Miata стала не просто лучше, она осталась собою, а это главное.

Это так сложно – не потерять себя в эпоху, когда в кино роль японской гейши (других, впрочем, не бывает) играет китаянка.

И хотя дизайнеры Mazda весьма близко подошли к опасной черте, им все же удалось не превратить подлинную «аристократку мира цветов и ив» в «девицу из китайского массажного салона».

А эскизы перспективной «Миаты», показанные в конце августа на Московском Автосалоне, вселяют в поклонников этой модели надежду на то, что и в будущем ничего ужасного с их любимицей не случится. Скорее всего, следующая Miata станет совершенно другой по стилю, но, наверняка, останется прежней по духу. Хотя это были лишь учебные работы, выполненные российскими студентами Строгановки под руководством их куратора из европейского дизайнерского центра компании Mazda. Дизайнеры из Хиросимы сделают будущую модель наверняка лучше. Ведь никто так, как японцы, не умеет хранить традиции.

На «сухом» языке цифр Mazda MX-5 – по-прежнему вполне обычный автомобиль с рядовыми характеристиками:

Размеры

Длина

4200 мм

Ширина

1720 мм

Высота

1245 мм (RHT – 1255 мм)

Колесная база

2330 мм

Колея (передняя/задняя)

1490 мм/1495 мм

Число мест

2

Двигатели

Тип

1,8-литровый MZR, рядный,

4-цилиндровый, DOHC 16-клапанный

 

2,0-литровый MZR, рядный,

4-цилиндровый, DOHC 16-клапанный

Максимальная мощность

1,8-литровый MZR:

126 л.с. (93 кВт)/6500 мин-1

 

2,0-литровый MZR с MT:

160 л.с. (118 кВт) /7000 мин-1

 

2,0-литровый MZR с AT:

160 л.с. (118 кВт) / 6700 мин-1

Максимальный крутящий момент

1,8-литровый MZR: 167 Нм / 4500 мин-1

 

2,0-литровый MZR: 188 Нм / 5000 мин-1

Диаметр цилиндра x ход поршня

1,8-литровый MZR: 83,0 мм x 83,1 мм

 

2,0-литровый MZR: 87,5 мм x 83,1 мм

Коробка передач

Тип

5-ступенчатая механическая

6-ступенчатая механическая

6-ступенчатая Activematic

Рулевое управление

Тип

Реечный

Подвеска

Тип (передняя/задняя)

Двойные А-образные рычаги / многорычажная

Тормоза

Тип (передние/задние)

Вентилируемые диски / невентилируемые диски

Шины

 

16”: 205/50R 16 (спереди/сзади)

17”: 205/45R 17 (спереди/сзади)

Колеса

 

16”: 16x6 1/2J (спереди/сзади)

17”: 17x7J (спереди/сзади)

Впрочем, на этом языке и описание красивой женщины неизменно звучит как «90 х 60 х 90».

27 октября 2008
источник: Carclub