Американские солдаты в Ираке любят фотографироваться. С винтовкой М-16 наперевес. В окружении сослуживцев. В патруле, с сосредоточенными лицами. Около бронемашин «с амбар величиной». Но есть фотографии, которые домой — в Алабаму там или Кентукки — не отсылают. На них — пылающие грузовики. Бронемашины, колеса которых разметало взрывом в разные стороны. Сгоревший дотла Hummer, около которого без движения лежат коммандос. Как в песне Михаила Щербакова: «В краю чужом убили Билли — и вот в строю на месте Билли Томми идет. Томми большой и сильный, Томми такой красивый, Томми шагает, Томми поет...»
В следующем году исполняется пять лет с начала операции, издевательски названной «Свобода Ирака». Сколько с тех пор в Ираке полегло американских солдат — не сосчитать. Но точно известно, что 63% смертей приходится на подрыв транспорта с помощью самодельных фугасов — IED. Появился даже глагол «ieded» («подорванный фугасом»).
Эти устройства, как правило, сделанные из обычных снарядов, саперам обнаружить не под силу: иракцы кладут IED на обочину, маскируя в куче мусора, а потом, выждав, когда мимо пойдет машина, подрывают. Между прочим, у нас в Чечне или Ингушетии происходит то же самое. Боевики едут на Жигулях, останавливаются, будто бы сходить в туалет, — и кладут на обочину снаряд, начиненный тротилом...
|
Тяжелый MRAP Caiman («Крокодил») концерна BAE Systems |
И последствия для армейского транспорта, не говоря об экипаже, самые печальные: американцев от IED не защищали даже бронированные Хаммеры. Пришлось искать выход из ситуации. На пол Хаммеров клали мешки с песком и бронежилеты, кузова и кабины обшивали бронелистами. Правда, получалось коряво, ходовые качества резко снижались, центр тяжести, наоборот, повышался... А грузовики с кустарно навешенными бронелистами (есть даже термин «hillbilly armor», «деревенское бронирование») напоминали те, что строились еще в Первую мировую войну. Но это не спасало: машины продолжали подрываться, солдаты гибли.
Тогда в США была объявлена программа добронирования существующих автомобилей (up-armoring). Но разразился скандал: желая крупно сэкономить, высшие военные чины решили использовать броню... от подбитой техники, в изобилии валяющейся вдоль иракских дорог!
Пришлось вмешаться президенту Бушу, под эгидой которого и была создана правительственная программа MRAP — Mine resistant, ambush protected, «защищенный от мин и нападения из засады». Только в прошлом году Пентагон заказал десять тысяч машин MRAP на общую сумму около $10 млрд, а общее количество броневиков планируется довести до 20 тысяч!
MRAP — это нечто среднее между бэтээром и бронированным грузовиком: броневик, построенный на серийных «грузовых» агрегатах, очень хорошо защищенный и тяжелый (чем тяжелее машина, тем меньше последствия при взрыве), с большим клиренсом и днищем V-образной формы (чтобы взрывная волна и осколки ушли в стороны).
Такие машины впервые появились еще в семидесятые годы в Африке, а теперь американцам пришлось перенимать опыт южноафриканских коллег. Причем в срочном порядке: первые заказы датированы лишь февралем прошлого года!
Чтобы ухватить миллиардные контракты, множество производителей буквально сломя голову ринулось создавать свои конструкции. Одни были перетяжеленными, другие вообще напоминали неповоротливых бронированных черепах...
Buffalo проверяет обочины перед проходом колонны Хаммеров |
Да и с доставкой оказалось не все гладко: ведь транспортировка MRAP в Ирак самолетом обходится дороже, чем сама машина, — по $750000 за единицу (при том, что ориентировочная цена броневика — $500000)! Перевозка морем куда дешевле ($13000), но занимает месяц.
Тем не менее вскоре определились основные поставщики: это холдинг BAE со своими моделями RG-31, RG-33, Caiman и специально образованная фирма Force Protection — она выпускает броневики Cougar 4x4 и 6x6 с двигателем Caterpillar, а также «миноискатель» Buffalo на базе грузовика Mack. Его гидравлическая «лапа» с видеокамерой позволяет дистанционно ворошить мусор и подозрительные предметы на обочине: даже если фугас взорвется, экипаж за толстенной броней не пострадает. После появления таких машин в Ираке на стенах начали появляться злобные надписи: «Убей клешню!»
Позже всех пришел на поле боя (и в прямом, и в переносном смысле) известный производитель грузовиков Navistar International: первые два экземпляра его модели MaxxPro испытывались в марте 2007 года, а на сегодняшний день войска получили уже 5250 таких броневиков! Navistar взял тем, чего не было у других, — массовым производством. При этом помимо базовой модели выпускаются укороченная (до следующего февраля должно быть поставлено 822 таких машины) и с дополнительной навесной защитой.
Любопытно, что MRAP максимально унифицированы: на большинстве стоят двигатели Caterpillar, на всех — «автоматы» Allison и шины Michelin одинаковой размерности. Как говорили во времена моей армейской молодости: «Лучше безобразно, но однообразно!»
Самой массовой машиной MRAP стал International MaxxPro. Слева — укороченный вариант MaxxPro Dash, вверху — наиболее мощно защищенный MaxxPro Plus |
Всего на сегодняшний день в Ирак поставлено около 13 тысяч машин MRAP — и вот результат: по данным на май 2008 года, от подрывов на фугасах в этих машинах погибло всего восемь солдат. Да и количество самих подрывов резко уменьшилось. Что толку тратить тротил, если экипаж остается живым и невредимым?
А главный недостаток машин — это их вес. Как следствие — ужасающий расход топлива (даже у MaxxPro он доходит до 60 л/100 км) и плохая проходимость в грязи (в интернете мы нашли сообщение о том, что в некоем подразделении за вечер завязли пять броневиков сразу). К тому же водители зачастую не могут справиться с управлением перетяжеленными машинами с высоким центром тяжести: только за половину прошлого года произошло 66 аварий MRAP, включая перевороты, в которых погибло пять человек!
Российские войска воюют в «горячих точках» не первое десятилетие. Но единственным транспортом, более-менее выдерживающим подрыв, до сих пор оставались бэтээры — очень дорогие, с небольшим ресурсом (всего 50 тысяч километров) и громоздкие: их габариты не позволяют двигаться по обычным дорогам без сопровождения ГИБДД.
«Но ведь у КАМАЗа существует бронеавтомобиль Выстрел, он же БПМ-97, созданный на базе серийного грузовика!» — наверняка вспомнят знатоки. Действительно, существует: его аббревиатура расшифровывается как «бронированная пограничная машина».
Вот только судьба Выстрела оказалась несчастливой: за одиннадцать лет его не приняли на вооружение ни МВД, ни пограничники. Лишь недавно Выстрелом заинтересовалась ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний) — для сопровождения заключенных в неспокойных регионах.
Сами камазовцы уверяют, что все дело в политике, но у нас есть свои догадки... Настоящие беды Выстрела — качество и эргономика!
Весь кузов новенькой машины, которая недавно появилась в Москве у специального отряда ФСИН Сатурн, — в потеках ржавчины. По неофициальной информации, в прошлом году 16 Выстрелов купил Казахстан, и едва ли не все они вышли из строя по самым разным причинам: обрыв кардана, поломка рессор, у нескольких машин — трещины в бронелистах (причем не по швам!). В итоге, по нашим данным, от второй партии в 18 броневиков казахи попросту отказались.
Эти снимки публикуются впервые: на них — «русский MRAP» СПМ-3, он же БТР-ВВ |
Да и экземпляр, только что показанный на московской выставке спецслужб Interpolitex, разочаровал — и не только ржавой ходовой частью, крайне грубыми сваркой и сборкой. Посидев в салоне, констатируем: условия работы водителя поистине ужасны и бойцам тесно. А пока, скорчившись, будешь вылезать из крохотного бокового люка, тебя десять раз успеют застрелить.
И зачем, скажите на милость, броневику дорогой и сложный электропневматический «джойстик» переключения передач?! А главное — при создании машины никто не думал о ее защите от подрыва.
Сейчас недостатки Выстрела решила учесть компания ВПК, принадлежащая холдингу Русские машины (она выпускает обычные бронетранспортеры и броневик Тигр). Новейшая модель СПМ-3 (специальная полицейская машина), созданная в рамках программы «БТР-ВВ» (для Внутренних войск), пока существует в единственном экземпляре, но кое-что рассказать о ней мы уже можем.
В отличие от камазовского Выстрела, БТР-ВВ построен не на шасси грузовика, а «с нуля» с использованием отдельных готовых агрегатов. Двигатель — ярославский, 330-сильный, трансмиссия — от Урала, независимая торсионная подвеска и колеса — от БТР-90. Бронекузов — несущий и, как полагается, с V-образным днищем. При этом за счет отсутствия жестких мостов клиренс больше, чем у американских аналогов, — полметра!
Хотя кузов отделан и оборудован еще на скорую руку, видно, что экипажу здесь удобнее, чем в Выстреле: машина, по сути, представляет собой «бронемикроавтобус» на десять человек. Да и водительское место более привычное, нежели в Выстреле, а передняя панель позаимствована у Тигра.
Кроме того, запланирована установка различных «систем» — от кондиционера в придачу к простецкой «фэвэушке» (фильтро-вентиляционной установке) до системы пожаротушения колес.
Отсутствие бойниц (которых, заметим, нет и у американских аналогов) создатели аргументируют требованиями заказчика — МВД. Но вот с утверждением, что бойницы не нужны, поскольку из них невозможно вести прицельный огонь, мы готовы поспорить! Зато тут есть пулемет — НСВ Утес калибра 12,7 мм с дистанционным управлением, а в перспективе может устанавливаться и более мощный Корд калибра 14,5 мм.
Что касается защиты, то каждый борт равен по толщине двум бортам БТР. Конечно, от крупнокалиберного пулемета броня не защитит (хотя это есть в планах), но выдерживает выстрелы из снайперской винтовки СВД даже самой мощной бронебойно-зажигательной пулей Б-32 — правда, с расстояния 100 метров (хотя по ГОСТу дистанция обстрела должна равняться 5—10 метрам).
Повторим, что пока БТР-ВВ — лишь самый первый образец, и дорабатывать его еще придется немало. Впереди — ходовые испытания, сертификационный обстрел и, конечно, подрыв. А вот другой новый «противофугасный» броневик, на базе обычного Урала, уже подрывали...
Сами по себе бронированные Уралы — не новинка: их давно делают Муромтепловоз, Дмитровский завод МВД (он построил свыше 500 машин Звезда) и та же компания ВПК. Однако существующие «бронеуралы» от взрывов не защищают, а Звезда и вовсе устарела (достаточно сказать, что крыша «бронебудки» в ее кузове выполнена из... 10-миллиметровой фанеры, а обшивка «носа» броней привела к перегреву двигателя и перегрузила передок).
Машину Федерал, о которой пойдет речь, построил московский «бронировщик» Техника по заказу НПО Спецтехника и связь МВД РФ — причем она удивила тщательностью и аккуратностью изготовления.
Федерал на шасси Урала выдерживает взрыв фугаса |
Здесь «нос» не бронирован вообще, зато бронекапсула (специалисты зовут ее «лодкой» из-за характерной формы бортов) тяжелее, чем у Звезды, ровно в два раза: семь тонн против трех с половиной! Борта (они защищены «по шестому уровню», от пуль винтовки СВД с термоупрочненным сердечником) выполнены из двух разнесенных слоев 6,5-миллиметровой бронестали, пол — многослойный, стекла — 100-миллиметровые. Повторим: чем массивнее машина, тем лучше она себя ведет при взрыве. Да и за основу взят не бортовой грузовик, а более грузоподъемное крановое шасси Урал-55571.
Так выглядел первый экземпляр «бронеурала» после подрыва |
Дверей в «лодке» три, и спереди, и сзади, запоры очень мощные (иначе при взрыве их вырвет), люки в крыше, наоборот, легкосъемные (чтобы взрывная волна могла выбить их и уйти вверх). Даже сиденья специальные — пружинящие и с подножками (чтобы ноги не отбило). Наконец, тут есть вентилятор и отопитель, не говоря уже о шторках-гильзоотбойниках у бойниц. Салон отлично продуман! Кабина тоже аккуратно бронирована — по пятому классу, от пуль АКМ с термоупрочненным сердечником.
Подрыв имитировали так: посадили в кузов свиней, кроликов и крыс, положили рядом с грузовиком снаряд с шестью килограммами тротила — и рванули. Машина выдержала и этот взрыв, и вторичный, под днищем. А через две недели после подрыва медики усыпили всю живность (что бы сказал Гринпис?), после чего вскрыли, установив: серьезных повреждений нет. Теперь машину ждут дорожные испытания — на ней надо накатать 50 тысяч километров.
Когда материал готовился к печати, в Ингушетии опять прогремел взрыв: с помощью дистанционного устройства был подорван бронированный Урал. Машина сильно повреждена, двое бойцов получили ранения средней степени тяжести. Готовы утверждать: если бы на месте этого Урала был один из новых броневиков, бойцы бы пострадали намного меньше.
И потому сейчас необходимо как можно скорее довести до ума и начать поставки в российские войска «антифугасных» машин. Сколько жизней они могут спасти! Ведь наша планета остается неукротимой...
Cравнительные характеристики бронеавтомобилей MRAP | |||||
Производитель | BAE Systems | Force Protection | International | ВПК | |
Модель | Caiman | Cougar | MaxxPro | СПМ-3 | |
Страна производства | США | США | США | Россия | |
Колесная формула | 6х6 | 6х6 | 4х4 | 4х4 | 4х4 |
Экипаж+десант, чел. | 2+8 | 2+8 | 2+4 | от 2+4 до 2+10 | 2+8 |
Длина | 7727 | 7087 | 5918 | 6451—7163 | 5900 |
Ширина | 2471 | 2743 | 2591 | 2515 | 2500 |
Высота | 2819 | 2642 | 2642 | 3048 | 2600 |
Дорожный просвет, мм | 584/357* | 410** | 410** | 356/280* | 500 |
Полная масса, кг | 19275 | 23587 | 17237 | 14300—18600 | 12000 |
Грузоподъемность, кг | 2450 | 5897 | 2722 | 1650—5000 | 2000 |
Снаряженная масса, т | 16825 | 17690 | 14515 | 12630—13540 | 10000 |
Двигатель | Caterpillar C7 | Caterpillar C7 | Caterpillar C7 | MaxxForce D | ЯМЗ-7601 |
Мощность, л.с. | 330 | 330 | 330 | 330 | 330 |
Коробка передач | автоматическая, Allison | механическая | |||
Подвеска | зависимая | независимая | |||
Шины | Michelin 395/85 R20 | н.д.*** | |||
Макс. скорость, км/ч | 105 | н.д. | 104 | н.д. | 90 |
*По центру автомобиля/по мостам ** По коробке отбора мощности *** Н.д. — нет данных |