Ведь превращение «битья» в конфетку для продажи – их хлеб. Пройдясь по рынку, мы без труда выяснили, что особой популярностью нынче пользуется Белоруссия. А не отправиться ли туда самостоятельно?
СКАТЕРТЬЮ ДОРОГА
Изрядно помятую «Хонду CR-V» «одолжили» на одном из московских авторынков. Объехав несколько столичных СТО, быстро убедились – меньше чем за $6 тыс. вернуть вседорожнику былую красоту не удастся. Вдобавок все категорически отказались привести в порядок передний бампер, правое крыло и дверь, а самые радикальные вообще собрались заменить «железо по кругу». Спасибо, не предложили купить новый автомобиль!
Заглянув в интернет и проконсультировавшись с бывалыми, решили отогнать машину в Бобруйск – городок на юге Республики Беларусь славится низкими ценами и хорошей погодой.
Расстояние в 700 км легко одолели в один день, благо дороги западного направления оказались в довольно приличном состоянии. При въезде в Белоруссию пришлось купить тамошнюю страховку – месячная обошлась в 900 рублей. Автомагистрали у братьев-славян платные, но проезд по ним (16 руб.) не дороже, чем в московском троллейбусе. Иное дело бензин – за литр АИ-92 на заправках просят 20 рублей. Поэтому баки лучше наполнить до границы. Инвалюта (включая российские рубли) в Белоруссии хождения не имеет, но в дорогу берите доллары – меняют по более выгодному курсу.
Добравшись наконец до единственной в городе муниципальной гостиницы, мы с удивлением узнали, что ни в одном из двух внушительных корпусов… нет ни единого свободного места! Поторговавшись с администратором, удалось-таки поселиться в двухместном люксе. Апартаменты, достойные скорее дома колхозника, соответствовали статусу только ценой – с учетом 260% (!) надбавки (официальный коэффициент права оседлости для иностранцев) за сутки пришлось уплатить почти $70! Позже выяснилось, что дешевый приют можно обрести в частном секторе, но, разумеется, без чеков и квитанций.
ПО СУСЕКАМ
СТО с полным технологическим циклом в городе оказалось две и обе завалены заказами. Осмотрев «Хонду», мастера сошлись на двух с половиной тысячах долларов, включая жестянку, сборку-разборку, подготовку, окраску и финишную полировку. Необратимо, по их мнению, пострадали лишь фара, боковое стекло и правое переднее крыло. Сразу выяснилось, что искомых деталей в Бобруйске не сыскать днем с огнем, а ближайшая профильная разборка находится в Минске. Впрочем, времени на обзаведение запчастями оказалось более чем достаточно – ввиду высокой загрузки приступить к ремонту нам обещали лишь через месяц!
Пришлось перейти на запасной вариант, обратившись к дворовому сервису. Обустроены очаги частного предпринимательства всяк на свой лад. Более состоятельные жестянщики владеют просторными каменными помещениями, пристроенными непосредственно к дому. Спецы, подготавливающие автомобили к покраске, размещаются в относительно скромных отдельно стоящих гаражах. Мастера по ремонту пластика и вовсе ютятся в кое-как разгороженных курятниках. А вот окрасочные камеры на приусадебных участках не попадаются – маляры арендуют «свободное время» у крупных СТО. Стоя на разных пролетах социальной лестницы, эти люди нередко объединены в систему. Что-то вроде большого сервиса с цехами в различных частях города, а то и за его пределами. Оснащены мастерские довольно скудно. Вместо стапелей – винтовые растяжки и цепи, притороченные к несущим столбам гаража. Вместо лазерных измерителей – металлические линейки, уголки и отвесы. Фирменный инструмент приобретают лишь при полном отсутствии самодельных аналогов. Гаечные ключи, похоже, родом из тракторных и автомобильных ЗИПов. Особой любовью пользуется «жигулевская» трубочка 8х10. Впрочем, аскетичность оснащения компенсируется подзабытым у нас трудолюбием. И на первый взгляд, союз полностью оправдан – отремонтированные авто внешне очень похожи на настоящие. Нам выпало познакомиться с процессом восстановления изнутри…
ГОЛЫЙ КОРОЛЬ
Спустя две недели сверкающий свежим лаком автомобиль уже поджидал нас на заднем дворе у частника. Но при передаче его счастливым владельцам вышла заминка – в спешке сборщики забыли вложить внутрь усилитель бампера. Кто знал, что пустяковая операция затянется на неделю! Сняв упомянутую деталь, мы обнаружили недотянутую поперечину радиатора и недоваренный лонжерон. Попутно выяснилось, что уцелевшая в аварии фара держится на одном ушке – два других предстояло приварить по месту.
К жестянщику, живущему в соседнем поселке, удалось попасть лишь под вечер. А наутро яркие солнечные лучи высветили другой дефект – маляр «не попал в цвет». Вину он признал сразу, однако процесс перекраски с последующей полировкой (сделанные, разумеется, совершенно бесплатно) занял еще пару дней. Установка бампера под присмотром заказчика оказалась кропотливым делом – не все штатные крепления были на месте. В конце концов упрямую деталь укротили посредством дрели, термопистолета и дополнительного крепежа.
ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ
Путешествие лишь подтвердило известную истину – сэкономить, как правило, удается что-то одно. Мы потеряли время, получив взамен автомобиль, добросовестно восстановленный за полцены. А еще мы приобрели опыт, сводящийся вкратце к следующему:
– ремонтировать за границей стоит только сильно поврежденный автомобиль, ведь копеечная экономия не покроет издержек;
– чтоб не оказаться «хуже татарина», стоит по интернету или через знакомых выяснить загруженность мастерских и, по возможности, записаться в очередь;
– заранее озаботиться приобретением дефицитных или не подлежащих восстановлению деталей. Особое внимание – крепежу. У дилеров пистон стоит копейки, у гаражных умельцев не найти и за рубль;
– не пускайте дело на самотек. Не хотите провести отпуск в чужом государстве – подыщите агента, готового за умеренную плату (около $100) осуществить пооперационный контроль;
– главное – не переоцените собственную тягу к приключениям. Ведь все сразу спланировать невозможно, а готовы ли вы к непредвиденным ситуациям?
В общем, семь раз отмерь – и в дорогу!
В МОСКВЕ ЗА РЕМОНТ «ХОНДЫ» ЗАПРОСИЛИ $6 ТЫС. В БОБРУЙСКЕ УДАЛОСЬ УЛОЖИТЬСЯ В $2,5 ТЫС.