Женевский автосалон – 2010 стал первым событием всемирного масштаба, которое ознаменовало конец экономического кризиса в автомобильной отрасли. После двух кошмарных лет, когда автофирмы пребывали в состоянии шока, анабиоза, а то и клинической смерти, этой весной автопроизводители впервые сделали вздох полной грудью. Теперь все компании стремятся забыть происходившее с ними как страшный сон, а для этого меняют эмблемы, слоганы, рекламные кампании, а главное для нас: стремятся поскорее избавиться от текущего модельного ряда – моделей, которые ассоциируются с кризисом, – и заменить их на новые яркие, красивые и умные машины, которые будут ассоциироваться с эпохой возрождения.
Итак, на этой неделе в Женеве состоялось несколько десятков мировых и европейских премьер будущих серийных автомобилей, которые в ближайшие два года появятся в Европе и в России. Наибольший ажиотаж наблюдался на стенде Audi. Толпа народа, духота, тычки в спину и женский визг, разрывающий барабанные перепонки. Все жаждали увидеть... нет, не Audi A1 – автомобиль премиум-марки за скромные 16 000 евро (всего семь средних ежемесячных немецких зарплат), а Джастина Тимберлейка, который показал в Женеве свое лицо ради промоушена этой яркой молодежной машинки. К чести новинки из Ингольштадта, к ней нельзя было пробиться и после того, как Джастин слинял в неизвестном направлении.
К стенду Mercedes народ собрался за полчаса до начала официальной пресс-конференции, чтобы занять лучшие места. Здесь можно было увидеть самого “бога” скорости и тихого “перебежчика” Михаэля Шумахера. На стенде Mercedes Шумахер сказал пару ничего не значащих слов о новом официальном пейс-каре гонок “Формула-1” Mercedes-Benz SLS AMG. Что автомобиль самый-самый, понятно и без Шуми. Шоу-стоппером стенда Mercedes впоследствии стал не пейс-кар и не кабриолет E-класса – мировая премьера, а концепт-кар F 800 Style. Необычный как снаружи, так и внутри большой седан, выполненный в несвойственной для компании стилистике, стал неожиданностью на стенде апологета автомобильной классики.
Еще одна компания, которая пользуется у обывателей небывалой популярностью, – BMW. Все ждали премьеры трешки”. В технологическом совершенстве машины никто не сомневался, но смотреть здесь было не на что: горнолыжный тренажер на стенде BMW пользовался большей популярностью, чем 5-Series.
А вот отогнать народ от нового Touareg на стенде VW было невозможно. Рядом стояли и новый VW Sharan, и пикап VW Amarok, которые грелись в лучах солнцеподобного внедорожника от VW. Благодаря Touareg всем моделям VW перепадала изрядная доля человеческого внимания.
Стенд Carrera GT, автомобили выполнены в схожей стилистике, но сегодня это концепт и гибрид. Да, Porshe – и гибрид. Но и это еще не все сенсации: на стенде Ferrari тоже стоял гибрид HY-KERS. Только его зеленый лягушачий цвет скорее отталкивал зрителей, чем привлекал их.
Чрезвычайно популярным в Женеве стал стенд Citroen. Это самое яркое место на выставке. В центре вращались два последних концепта компании: уже знакомый фиолетовый Revolte и матово-черный с розовыми вставками суперкар Citroen Survolt. Два навороченных, странных, но завораживающих автомобиля. Разглядывать и любоваться многочисленными переходами поверхностей, ребрами и деталями их кузовов можно очень долго. В специальном боксе, где-то в черноте внутренностей ситроеновских декораций, спрятанный от случайных взглядов, при специальном динамичном и разноцветном освещении красовался Citroen DS High Rider. Его кузов не имел собственного цвета – он отражал все краски освещения, переливаясь от оранжевого к пурпурному, как капля воды на крыле тропической бабочки, а крыша концепта превращала яркие цвета в приглушенные полутона, словно была обита бархатом. Посетители стенда стремились посидеть в каждом из представленных DS3. Интерьер каждой DS3 сильно отличался от интерьера соседней машины, а будущие клиенты вольны сотворить из автомобиля любую композицию из понравившихся им цветов отделки кресел, передней панели, кузова и крыши автомобиля.
Таким образом, на автосалоне прослеживались две явные тенденции посткризисного автомобильного мира – это яркость образов новых автомобилей и гибридные технологии. В одном автомобиле эти две тенденции сошлись на стенде Peugeot. Концепт-кар Peugeot SR1, являясь монотонно серым по цвету, необычайно ярок своими формами и своим имиджем дорогого, большого и стильного спортивного родстера. Картинка, которую создали дизайнеры вокруг автомобиля на стенде Peugeot, – идеальна. Это самый красивый стенд и самый красивый автомобиль всего Женевского автосалона. И конечно, Peugeot SR1 – гибрид. Жиль Видаль, новый главный дизайнер Peugeot, а в прошлом дизайнер концептов Citroen, не мог не радоваться тысячам восхищенных зрителей.
Lexus представил на выставке суперкар LF-A и автомобиль в сегменте C-премиум – CT200h. Производство CT200h начнется осенью этого года, и других версий, кроме гибридной, для европейского покупателя и для нас, в России, не предусмотрено. Наибольшее скопление господ аристократического вида в костюмах Brioni и шейных платках наблюдалось возле Aston Martin Rapide. Все остальные разглядывали такую диковинку, как крошечный Aston Martin Cygnet, и удивлялись тому, как несколькими фирменными деталями английской марки можно визуально превратить белую и пушистую Toyota iQ в дерзкого мелкого задиру-хищника. Юнцы разглядывали девчонок-стендисток, гарцующих вокруг Alfa Romeo Giulietta, а Volvo S60 интересовала только дядек в костюмах. MINI Countryman оказался действительно “мини”-моделью в мире кроссоверов, а новый Nissan Juke в реале оказался гораздо более нормальным автомобилем, чем на картинках, а Renault Wind с массой интересных технических и стилистических решений девушки-блондинки называли почему-то маленьким Ferrari. Дизайнеры GM очень обрадовали сообщением, что компакт-вэн Chevy Orlando пойдет в серию практически в том же виде, что он имел на стенде в Женеве, а пятеро китайцев повеселили тем, что с рулетками наперевес полностью, и внутри и снаружи, перемеряли все детали на новой Mazda5. Шакира спела у испанцев из SEAT, после того как ее охранники вывели из-за кулис стенда всех работников этой компании. На площадке Toyota среди сплошь белых автомобилей текущего модельного ряда в легком рестайлинге “белой вороной” смотрелся новый черный RAV4, который приобрел куда более солидный облик. Европейская премьера серийной Honda CR-Z прошла буднично, хотя гибридное купе имеет незаурядную внешность и интерьер. Распашные двери нового Opel Meriva оказались вполне удобны, а сама машина просторна внутри при кажущейся снаружи компактности кузова. Абсолютно новый FIAT Doblo остался на стенде Fiat практически незамеченным, в отличие от расцветки стенда, одновременно символизирующей радугу и напоминающей о флаге сексуальных меньшинств. Представителям вышеупомянутого сообщества явно нечего делать на стенде румынской Dacia, где все главные позиции заняли грубые и неотесанные внедорожники Duster. Пройдет два года, и под именем Renault Duster они начнут производиться на заводе “Автофрамос” в суровых российских условиях. Новый Suzuki Kizashi на этом празднике жизни оказалось довольно сложно, он, как серая мышь на сером асфальте, прятался на стенде своей компании.
Были здесь и китайцы, и индийская Tata, и многочисленные тюнинговые фирмы, среди которых особой безвкусицей отличился стенд Mansory. Тюнеры изуродовали классический Tesla. Здесь собрались сотни интереснейших автомобилей и людей из автобизнеса, здесь можно получить тонны полезной информации и просмаковать дизайн самых “оторванных” концептов. Женева-2010 оказалась очень эмоциональна, колоритна и интересна. Шикарное место.