Каждый из автовладельцев в курсе, что в двигателе должно находиться масло и его уровень не должен быть ниже минимального показателя. Получается, может нужно не заменять масло, а просто доливать его? Давайте разберемся в этом вопросе, а заодно и узнаем, как и почему в моторе разлагается масло.
Кроме воздействия высокой температуры, масло портится при участии картерных газов. Эти газы проникают через уплотнения поршней, тем самым создавая в картере смесь, в которую входят сера, сернистая, азотная и азотистая кислоты. С этими компонентами в картер протекают разные сложные соединения, потому что в бензине имеется много присадок и продуктов их сгорания.
Выхлоп, попадающий в выпускной коллектор, проходит через катализаторную систему перед выхода в атмосферу. Он значительно чище той смеси, которая попадает в картер. Много агрессивных химических элементов отлично работают с «масляным туманом» - микроскопическими распыленными масляными частичками в моторе, которые со временем убивают его своими продуктами распада. Еще химия воздействует и на каждую полезную присадку, имеющаяся в масле.
Основным фактором разрушения, как мы уже поняли, есть кислоты. Специалисты делают масло щелочным, чтобы уже потом оно убивало поступающие кислоты, а также защищало двигатель. Масляная характеристика, которая отвечает за данный параметр, имеет названия «total base number».
Совсем недавно появилась тенденция по использованию потребителями масел малозольных – они с пониженным щелочным числом и пониженным количеством присадок (противозадирные и стабилизирующие). Долгожителем такое масло можно назвать только в новейших агрегатах и на моторах на бензине, отвечающие нормам «Евро 5-6». Используя в старом движке на простом бензине «Евро 3-4» самые дорогостоящие малозольные масла не дадут никакого положительного результата – пользователь будет просто менять его быстрее.
Плохо влияет на масельное окисление и рабочие сбои в системе вентиляции картера. Также сюда нужно зачислить плохую работу на холостых оборотах, завышенную температуру масла и плохие поршневые кольца.
Масло в дизельных моторах должно быть с более увеличенном щелочным числом, ведь падает оно намного быстрее, нежели в бензиновом силовом агрегате.
При простых условиях работы двигателя, попадание горючего в масло не является угрозой. Опасней, когда долго заводиться холодный мотор – тогда бензин может попасть к маслу и сделать, иногда, «пакость».
Бывает, что даже при холодном старте полностью весь бензин успевает исчезнуть после 100-процентного масляного прогрева, тем самым, не оказывая сильного влияния на масло.
Сегодня бензиновые агрегаты с прямым впрыском достаточно часто не могут быстро прогреться за поездку. Кстати, простые карбюраторные авто прогреваются к нужной температуре для поездки за раз. Увы, но множество современных моторов греются слабо. Вспомним еще одну причину, по которой в агрегаты с непосредственным впрыском горючего попадает бензин в масло. МНВД (механический насос высокого давления) очень часто и постоянно пропускает горючее что зимой, что летом.
На счастье, проблема во многих случаях касается лишь холодной погоды и частых плохих холодных стартов. Масло в хорошем двигателе, который хорошо прогретый, не повреждается. Учтем, если насос подтекает, а плохие холодные старты происходят довольно часто, получается такая среда, когда масло доходит до температурного порога вязкости (порядка 50 градусов), но остается на некоторое время маловязким по причине неиспарившегося бензина из него. Подобные условия могут негативно повлиять на характеристики масла.
Бывает, что встречаются «экзотические» происшествия, когда масло смешивается с иными тех жидкостями, к примеру, с ATF, когда происходит разгерметизации насоса ГУР.
Масляные продукты распада вместе с продуктами износа двигателя также попадают в само масло. Большие частицы на время задерживаются фильтром, а мелкие проходят его. Несколько продуктов износа «летят» в масляный картер агрегата и оседают там, а часть плотно связывается с отложениями из лака, забивая масляные каналы.
Сам процесс покидания крупных загрязнений из масляного объема при помощи масляного фильтра долгий. Известно, что через фильтр проходит лишь часть масла, а не все оно. Во время холодных запусков или на высоких оборотах масло, почти во всем объеме, проходит в редукционный клапан масляного насоса, тем самым, вообще не очищаясь. «Добавки» по-разному действуют характеристику масла, но, хочешь этого или нет, со временем его параметры перестанут отвечать заводским нормам, а его работа станет протекать хуже.
Не забудем, что масло со временем накапливает загрязнители. За какой промежуток это произойдет, сказать сложно, нужно учитывать двигатель и используемое масло. По крайней мере, придет момент, когда стоит сменить масло, слить все остатки с нерастворенными продуктами разрушения, а потом залить новое масло.