Федеральные чиновники летом пообещали, что до конца года о своем приходе в Россию объявят минимум два немецких автоконцерна. Они знали, что говорили: в сентябре председатель правления Volkswagen Бернд Пишетсридер сообщил, что компания рассматривает возможность создания сборочного предприятия в России, а теперь в интересе к нашей стране признался DaimlerChrysler. Пресс-секретарь DaimlerChrysler Тони Мельфи заявил «Ведомостям», что концерн уже ведет переговоры о производстве легковых автомобилей Mercedes-Benz, подчеркнув, что «они находятся в ранней стадии и окончательного решения еще не принято». По его словам, рассматриваются разные варианты: от простой «отверточной» сборки, организации сборочного производства, включающей сварку деталей кузова, до строительства собственного завода.
А немецкая газета Handelsblatt со ссылкой на источники в бизнес-кругах уточнила, что одним из вариантов является Санкт-Петербург. По сведениям газеты, DaimlerChrysler уже приобрел первые земельные участки под Петербургом.
Впрочем, власти города и Ленобласти это не подтверждают. «После того как мы услышали летом о возможности строительства завода в России, мы отправили в Германию пакет документов с описанием инвестиционного процесса в Ленобласти. Никакого ответа оттуда мы не получили», — заявил «Ведомостям» вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас. А чиновник Смольного говорит, что губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко некоторое время назад встречалась с руководством автоконцерна, но никаких договоренностей достигнуто не было. Не обращался DaimlerChrysler за льготами в правительство, уверяет федеральный чиновник. Зато премьер-министр Михаил Фрадков на прошлой неделе посетил завод концерна в Германии. Но содержание его переговоров с руководством DaimlerChrysler осталось тайной. Пресс-секретарь Фрадкова Александр Жаров говорит, что ему оно неизвестно.
Пока из производителей машин сегмента премиум в России сборочное производство есть только у BMW. Оно было открыто в 1999 г. на заводе «Автотор» в Калининграде, сейчас там выпускаются BMW третьей и пятой серий. Анна Дуксова из BMW отмечает, что именно открытие сборочного производства позволило BMW в 2002 г. завоевать и с тех пор удерживать лидерство по продажам машин премиум в России. Ведь разница в цене между автомобилем, произведенным в Калининграде, и ввезенным из Германии составляет 10-15%, говорит ДуксоваDaimlerChrysler вполне по силам повторить успех своего главного конкурента, полагает аналитик Альфа-банка Максим Матвеев.
Но это возможно, только если Daimler Chrysler ограничится созданием сборочного производства и не будет строить завод, как Ford, считает пресс-секретарь «Автотора» Павел Лешаков. «Продажи таких [дорогих] машин в России невелики. Да и проблемы с [местными] поставщиками комплектующих общеизвестны», — замечает он. Единственный, по его мнению, способ закрепиться на российском рынке для DaimlerChrysler, как и для BMW, — найти партнера. С ним соглашается аналитик ОФГ Елена Сахнова. «Они не смогут продать в России много машин. А инвестиции, даже если речь зайдет о [строительстве завода, мощностью] 10 000 автомобилей в год, составят не менее $100-150 млн. Это вряд ли оправданно. Да и выдерживать качество для брэндовой модели в России сложно», — объясняет она.
А вот менеджер по маркетингу группы «Рольф» Валерий Тараканов уверен, что «Mercedes-Benz C-класса заслуживает больших объемов продаж в России», просто сейчас он стоит дороже своих одноклассников из класса премиум — Audi A4 и BMW 3-й серии (от 29 000 евро за Mercedes против $28 000-29 000 за Audi и BMW).