Вчера прошла пресс-конференция заместителя директора департамента промышленности Минпромэнерго РФ Николая Сорокина на тему "Развитие автомобилестроения России: проблемы и пути их решения". Наряду с констатацией успеха производства отечественных иномарок на мероприятии был сделан парадоксальный вывод: несмотря на то, что автомобили иностранных брендов российской сборки пользуются огромным спросом, радикально наращивать производство таких автомобилей, то есть строить заводы мощностью до полумиллиона автомобилей в год, в России нет никакого смысла. Из-за низкой покупательной способности россиян, по мнению Николая Сорокина, полностью сбыть эти автомобили не удастся. В этой ситуации продукция исконно российского автопрома как была, так и останется крайне востребованной. Правда, опрошенные RBC daily аналитики делают совершенно другие прогнозы.
Пресс-конференция началась с утверждения, что российская автопромышленность развивается хотя и с проблемами, но в целом успешно и планомерно. По словам Николая Сорокина, переход российских производителей на двигатели стандарта "Евро-2" будет закончен к началу 2005 г., а качество выпускаемых в России автомобилей продолжает расти. "Как бы мы с вами плохо ни говорили о нашей автомобильной отрасли, на сегодняшний день более 10% российских автомобилей идут на экспорт", – заметил представитель Минпромэнерго. Особое же внимание г-н Сорокин уделил успехам производителей отечественных иномарок. "Если на совместных предприятиях, с помощью которых происходит интеграция в мировое автомобилестроение, в 2003 г. было собрано 53,6 тыс. автомобилей, то уже за первое полугодие 2004 г. – 54,8 тыс. автомобилей. А к концу года планируется собрать 146 тыс. Все это соответствует прогнозам, изложенным в концепции развития автомобилестроения", – заявил Николай Сорокин.
Главной же интригой пресс-конференции стало рассуждение представителя Минпромэнерго о предпочтениях покупателей автомобилей в России. По словам Николая Сорокина, в нашей стране слишком низкие зарплаты для того, чтобы российские производители легковых автомобилей смогли резко повысить качество выпускаемых машин. "Когда Форд построил свой первый завод по сборке легковых автомобилей, он обратился к Конгрессу США со словами: "Сделан новый автомобиль высокого качества. Задача конгрессменов – решить вопрос высокого уровня зарплаты". Но сегодня в России зарплата у населения – 200 долл., а люди хотели бы ездить на автомобилях стоимостью в 15 тыс. долл. Поэтому вопрос повышения качества легкового автомобиля носит и социальный аспект. Можно сделать автомобиль ВАЗ за 8-10 тыс. долл., но кто его купит в таких количествах, в которых мы пока еще его продаем?" – задался риторическим вопросом Николай Сорокин.
Поэтому, что касается автомобилей иностранных брендов, собираемых в России, то, по мнению г-на Сорокина, строить в России предприятие мощностью в 500 тыс. таких машин в год в любом случае будет бессмысленно, поскольку продать все эти машины все равно не удастся. "Если мы говорим о новом уровне товара, который поступает на российский автомобильный рынок, то надо говорить и о том, кто купит этот товар. Разве к нам придут автомобильные гиганты и построят здесь свои филиалы, как, допустим, в Чехии Volkswagen построил завод мощностью 530 тыс. автомобилей в год? Это проблематично. Сегодня ведущие автомобильные фирмы больше ведут разведку нашего рынка. В России создано шесть сборочных производств с заложенными мощностями 25-75 тыс. автомобилей в год. Но на большее зарубежные производители не идут, потому что прекрасно понимают: они могут создать мощности на 500 тыс. автомобилей, но кто эти автомобили купит?" – задался еще одним риторическим вопросом г-н Сорокин. Поэтому из всех легковых автомобилей именно "Лады", по его мнению, как были самыми востребованными машинами, так и останутся. По прогнозам, данным на пресс-конференции, к 2010 г. российские автопредприятия в общей сложности увеличат производство на 150-200 тыс. машин по сравнению с нынешним показателем, производители отечественных иномарок выйдут на уровень 400 тыс. машин в совокупности, импортироваться в страну будет также порядка 400 тыс. машин в год. Тем самым потребности российского автомобильного рынка будут обеспечены – не только в количественном плане, но и в разных ценовых сегментах.
Правда, с точки зрения экспертов, прогнозы представителя Минпромэнерго не совсем корректны. "На мой взгляд, прогноз об уровне годового производства всех российских иномарок в 400 тыс. к 2010 г. – это субъективное мнение чиновника, под которым нет никакой базы. Есть объективные тенденции, которые позволят производителям российских иномарок превысить эту цифру. Начнем с того, что спрос на российские иномарки сегодня ажиотажный, причем он все время увеличивается. Кроме того, реальной альтернативы иномаркам российский автопром не предлагает, и я уверен, что к 2010 г. по динамике роста цен (вызванных переходом на европейские экологические стандарты и т.д.) "родные" российские автомобили наверняка догонят ту же продукцию завода во Всеволожске и в конце концов окажутся в одном ценовом сегменте с российскими иномарками", – сказал RBC daily ведущий эксперт BKG Владимир Скопцов. А в Boston Consulting Group привели свои расчеты, также отличные от данных представителя Минпромэнерго. "По нашему прогнозу, в 2010 г. в России потребление автомобилей высшего ценового сегмента, то есть стоимостью более 10 тыс. евро, будет около 500 тыс. Ford и GM-АвтоВАЗ станут производить по 100 тыс. машин в год, оставшиеся 150 тыс. автомобилей произведут те зарубежные компании, которые только придут в Россию за оставшиеся 6 лет. В их числе могут быть, например, Peugeot, Toyota, Volkswagen или др. Что касается импорта, то, по нашим прогнозам, он будет все-таки небольшим: новых иномарок будет ввозиться порядка 100 тыс. в год. Подержанных – примерно столько же, потому что к 2010 г. российские модели станут качественнее и начнут жестко конкурировать с подержанными зарубежными машинами", – рассказал RBC daily Кеннет Пейн, менеджер проектов Boston Consulting Group.