Этот автомобиль, скорее всего, никогда не воплотится в серийные модели, поскольку он не прототип и не демонстрационный образец. Если употребить выражение, которым авиаконструкторы издавна определяют суть экспериментального, опытного самолета — «летающий чертеж», — то концепция Mercedes-Benz F 500 Mind – чертеж ездящий, попытка представить в металле, стекле, электронной начинке далекое будущее автомобилестроения.
Несмотря на продвинутый дизайн, главное в проекте F 500 — вовсе не внешний облик машины, которую создатели называют «четырехдверным концептом класса кроссовер», что означает на обиходном языке помесь комби, седана и купе. Изюминка автомобиля, а точнее – три изюминки, не разглядеть сразу. Особенно, первую – гибридную силовую установку, состоящую из дизельного мотора и электрического двигателя, работающих, в зависимости от условий езды, либо порознь, либо вместе.
Известный четырехлитровый V8, развивающий мощность 250 л.с. и максимальный крутящий момент 560 ньютонметров, позаимствован у серийного лимузина S-класса. Электромотор мощностью 68 л.с. развивает 300 ньютонметров. Действуя вместе, силовые агрегаты выдают 318 л.с. и впечатляющий крутящий момент 860 ньютонметров, причем начиная с самых малых оборотов. Что само по себе обеспечивает 2,5-тонной машине очень быстрый разгон, однако, не отменная динамика и высокие скоростные качества интересуют прежде всего исследователей Mercedes-Benz. Их цель – создать предельно экономичную, но в то же время мощную силовую установку, и минимизировать вредные выхлопы в атмосферу.
Нормальная схема работы гибрида, сама по себе позволяющая сэкономить 20% горючего, такова. Когда машина замирает перед светофором, дизель выключается. Старт на зеленый свет происходит сравнительно медленно, только на электротяге. На определенной скорости в дело вступает дизельный мотор, а электрический, напротив, остается без дела. Он помогает партнеру только в том случае, если необходимо быстро ускорить машину или при обгоне. Важно однако, что параметры совместной работы подобраны так, чтобы двигатель внутреннего сгорания действовал бы по возможности на оборотах, обеспечивающих как минимально возможный расход горючего, так и щадящий окружающую среду выхлоп. При торможении электромотор функционирует как генератор и заряжает аккумулятор, возвращая примерно 6% энергии.
Исследователи убедились, что преимущества гибридной силовой установки F 500 очевидны только при городской езде. На загородных дорогах, на скоростных автобанах экспериментальный автомобиль с тяжелой энергоустановкой на борту потребляет пока больше горючего, чем серийная машина с точно таким же дизельным мотором.
На случай в основном городского изпользования автомобилей-гибридов инженеры Mercedes-Benz реализовали на F 500 совершенно новый «дверной» принцип, и это – вторая изюминка концепта. Кинематика задней левой двери, через которую и должна выходить на улицу перевозимая VIP-персона, устроена так, что дверь открывается для удобства либо вперед, либо назад. Причем, откидывается она на угол до 90 градусов.
Все остальные новации F 500 cвязаны с технической начинкой, заведующей самыми разными функциями машины. В салоне, абсолютно не связанном механически с подкапотным пространством, нет старого доброго руля-баранки. Воздействуя на рукоятку вроде джойстика или ручки управления самолетом, водитель посылает системам электронные импульсы. Чтобы он чувствовал обратную связь, джойстик сопротивляется благодаря усилию, которую создает либо механическая пружина, либо сервоэлектромотор. Педалей в привычном виде на F 500 тоже нет. Есть сенсоры, вмонтированные в половой коврик, реагирующие на сам факт давления ногой на датчики газа и тормоза и на интенсивность этого воздействия. Преимущества такой схемы, по мнению исследователей, в том, что высвобождается пространство под ногами, отсутствие педалей повышает безопасность водителя при лобовом столкновении, а поскольку нет вырезов под них, существенно улучшается звукоизоляция салона.
На большой приборной панели, по желанию водителя, могут появится тахометр, спидометр, навигационные и прочие приборы. Что именно высветить в данный момент, решает человек, манипулируя переключателем на центральной консоли. Причем, сенсор реагирует на команду уже тогда, когда ладонь водителя приблизится к нему на расстояние в пять сантиметров.
Управлять функциями F500 можно и голосовыми командами. Электронное обеспечение позволяет давать их в произвольной форме, а не некими стандартными приказами. Достаточно, например, просто сказать «Хочу послушать CD-диск». Информацию о дорожных условиях или телефонные звонки водитель получает по высокочастотному ультразвуковому каналу, предназначенному только человеку за рулем.
Поскольку научно-технические решения, реализованные на F 500, ориентированы на будущее автопрома, отстоящее от наших дней более, чем на 10 лет, никто, даже авторы проекта, не в состоянии оценить производственные перспективы всех новаций. Одно очевидно – любая сегодняшняя новейшая серийная модель кажется автораритетом по сравнению с Mercedes-Benz F 500 Mind.