В интервью Autonews.ru эксперты, занимающиеся доставкой автомобилей из-за рубежа, обсудили, как предстоящие изменения в расчете утильного сбора повлияют на автомобильную индустрию. Они также рассказали о причинах ухудшения ситуации на вторичном рынке и реакции продавцов в Южной Корее, Китае и Германии.
Утильный сбор представляет собой единовременный платеж, который взимается при ввозе или производстве автомобиля для его последующей утилизации. В настоящее время физические лица, приобретающие автомобили для личного использования, платят сниженные ставки: 3,4 тыс. рублей за новые автомобили до трех лет и 5,2 тыс. рублей за авто старше этого возраста. Для юридических лиц ставки значительно выше: за автомобили младше трех лет с двигателем объемом от 1 до 2 литров сбор составляет 667,4 тыс. рублей, а при объеме от 2 до 3 литров — 1,875 млн рублей. Эти суммы ежегодно индексируются.
Начиная с 1 ноября 2025 года Министерство промышленности и торговли планирует изменить методику расчета утильного сбора: вместо объема двигателя он будет базироваться на мощности. При этом льготы сохранятся только для автомобилей с мощностью до 160 л.с., а более мощные модели перейдут на коммерческие ставки. Представители министерства объясняют, что такие изменения необходимы в связи с новыми тенденциями в автомобильной промышленности и появлением современных высокомощных силовых агрегатов.
По словам Дмитрия Иваницкого, основателя компании «Мосподбор» и автора соответствующего YouTube-канала, пока нет точной информации о том, какие именно ставки будут применяться к разным категориям автомобилей. Это напрямую повлияет на формирование цен на рынке.
Влияние изменений на рынок автомобилей
Иваницкий считает, что массовый отток автомобильных брендов из России вряд ли случится. Однако, по его мнению, официальные дилеры сталкиваются с серьезными трудностями.
«Не могу говорить за всех, но у дилеров сейчас непростая ситуация. Введение утильного сбора преподносится как мера поддержки отечественных производителей и китайских партнеров, инвестирующих в Россию», — отметил он в разговоре с Autonews.ru.
Эксперт добавил, что проблемы с продажами у некоторых брендов связаны с завышенными ценами. «Многие компании устанавливают слишком высокие цены, из-за чего их автомобили долго не находят покупателей и остаются на складах», — пояснил Иваницкий.