Какие преимущества принесут новые правила расчета утильсбора, какие автомобили россияне начнут покупать массово и какие импортеры столкнутся с трудностями при адаптации к обновленным требованиям? Об этом поговорил основатель компании EvoCars, занимающейся импортом и продажей иностранных автомобилей из Китая, Денис Блинов, с Autonews.ru.
Утилизационный сбор представляет собой единовременный платеж, который взимается при производстве или импорте автомобиля в Россию.
Для частных лиц, приобретающих автомобили для личного пользования, действуют льготные тарифы: 3,4 тыс. рублей за автомобили до трех лет и 5,2 тыс. рублей за модели старше трех лет. Для компаний автомобиль до трех лет с двигателем объемом 1–2 л облагается сбором в 667,4 тыс. рублей, а с агрегатами 2–3 л — 1,875 млн рублей. Ставки ежегодно корректируются.
Министерство промышленности и торговли предложило изменить методику расчета утильсбора: вместо объема двигателя будет учитываться его мощность. Льготы сохранятся только для автомобилей с мощностью до 160 л.с., для машин с более мощными агрегатами будет применен коммерческий сбор. Однако первый вице-премьер Денис Мантуров пока поручил Минпромторгу отложить внедрение новой методики.
Полная трансформация автомобильного рынка
По словам Блинова, речь идет не просто о росте цен, а о масштабной перестройке всей системы. Он отмечает, что совокупный рост стоимости автомобилей при импорте может составить от 200 тыс. до 2 млн рублей — диапазон очень широк и зависит от типа двигателя.
Наибольшее подорожание, по прогнозам эксперта, ожидается для гибридных и электрических моделей, где сумма утильсбора особенно заметна. Однако точные расчеты пока невозможны.
«Даже Федеральная антимонопольная служба признает, что проект постановления Минпромторга фактически меняет методику расчета, и до окончательного утверждения новых правил расчеты остаются условными», — добавил Блинов.
Что касается возможных последствий для участников рынка, Блинов не исключает, что некоторые игроки действительно уйдут. В первую очередь это будут так называемые серые импортеры, которые ранее использовали сомнительные схемы растаможки и неофициальные платежные инструменты.
После обновления правил им станет невозможно продолжать работу в прежнем формате. В результате рынок очистится, что, по мнению эксперта, приведет к формированию более прозрачной и устойчивой структуры поставщиков.
Автомобили с мощностью до 160 л.с. останутся доступными
При этом автомобили мощностью до 160 л.с. сохранят прежние льготные коэффициенты, что означает отсутствие прогнозируемого роста цен в этом сегменте. По мнению собеседника Autonews.ru, именно в этот класс в настоящее время смещается основной спрос.
«Сейчас мы наблюдаем повышенный спрос именно на сегмент до 160 л.с., поскольку покупатели стремятся оформить сделки до вступления новых правил», — подчеркнул он.
Блинов считает, что автомобили мощностью до 160 л.с. станут основным драйвером продаж.