Каким образом авторынок изменится при корректировке методики вычисления утильсбора? Какие модели могут исчезнуть из предложений, а какие, наоборот, появиться на рынке? Основатель автомобильного маркетплейса Fresh, Денис Мигаль, поделился своими прогнозами.
Утилизационный сбор представляет собой единовременный платеж, взимаемый при импорте или производстве автомобиля.
Частные лица, ввозящие автомобили для личного использования, оплачивают сбор по льготным тарифам: 3,4 тысячи рублей для новых авто до трех лет и 5,2 тысячи рублей для автомобилей старше трех лет. Для юридических лиц суммы значительно выше: например, за автомобиль младше трех лет с двигателем объемом 1–2 литра ставка составляет 667 400 рублей, а с двигателем 2–3 литра — уже 1 875 400 рублей. Эти тарифы ежегодно подлежат индексации.
Начиная с 1 ноября 2025 года, Министерство промышленности и торговли планирует изменить подход к расчету утильсбора: вместо объема двигателя он будет определяться мощностью. Льготы сохранятся только для автомобилей с мощностью до 160 л.с., а все, превышающие этот показатель, будут облагаться по коммерческим ставкам. Представители ведомства подчеркнули, что такие изменения необходимы «с учетом новых тенденций развития автомобильной промышленности и появления высокомощных силовых установок».
Влияние изменений на рынок автомобилей
— Как потенциальные изменения в расчетах утильсбора отразятся на рынке автотранспорта?
— Новая система, если будет внедрена, скорее изменит характеристики рынка, чем его объем. Ситуация напоминает продовольственный рынок: повышение цен на говядину и баранину не приведет сразу к отказу от мяса, просто потребители выберут более доступные сорта, такие как курица или свинина.
Воздействие на различные категории автомобилей
— Какие автомобили могут исчезнуть из ассортимента?
— Ассортимент автомобилей останется стабильным — ничего не исчезнет полностью. Однако покупатели, рассматривавшие импортные модели из Кореи или Китая, скорее перейдут к официальным дилерам или будут искать варианты на вторичном рынке, где выбор еще шире. Те, кто обладает достаточными финансовыми возможностями, продолжат покупать премиальные модели, такие как Mercedes-Benz AMG или BMW M-серии.
— Как изменения утильсбора повлияют на частных покупателей?
— Повышение утильсбора приведет к общему росту цен на автомобили, что типично при уменьшении конкуренции. В данном случае конкуренция со стороны официальных дилеров сохранится. Станет ли повышение сборов стимулом для открытия новых сборочных предприятий в России — остается вопросом. Возможно, одной лишь корректировки утильсбора недостаточно для решения текущих проблем рынка.
Последствия для автобизнеса и вторичного рынка
— Как изменения повлияют на автомобильный бизнес и рынок подержанных автомобилей?
— Компании, специализирующиеся на поставках автомобилей из-за границы для частных клиентов, окажутся под давлением. Например, наш дилерский бизнес работает с импортированными автомобилями, уже прошедшими уплату всех сборов, но повышение утильсбора увеличит их стоимость. Основной фокус на подержанные автомобили со средним возрастом около восьми лет позволит смягчить влияние изменений, поскольку ценообразование для них зависит от множества факторов.
— Что скажете о предложении Минпромторга по реформе утильсбора?
— Идея государства об устранении различий в тарифах для физических и юридических лиц значительно изменит структуру автомобильного рынка. В настоящее время физические лица платят значительно меньше, чем дилеры. Цель — бороться с серым импортом и уравнять условия для официального бизнеса. Однако изменение метода расчета утильсбора негативно скажется на импорте подержанных автомобилей, особенно тех, владельцы которых рассчитывают на низкие сборы благодаря малой мощности двигателя.
— На какие модели особенно повлияют новые ставки утильсбора?
— Автомобили с мощными двигателями окажутся наиболее затронутыми. Если новые тарифы вступят в силу, дорогие спортивные и премиальные модели, такие как BMW M-серии, Mercedes-Benz AMG, Porsche, Audi RS, столкнутся с повышенными расходами на оформление. Кроме того, бюджетные автомобили с высокой мощностью, например, компактные хэтчбеки с турбированными двигателями, также будут подвергаться увеличению платежей. Электромобили и гибриды не избежат изменений, так как мощные электродвигатели также приведут к росту налога на такие автомобили.