Шип противоскольжения на наших дорогах, да при зиме, которая тянется по четыре месяца, – вещь безусловно полезная. Но есть одна проблема – дотошные финны подсчитали, что каждый шип выбивает из 1 км дороги 10 граммов асфальта.
Для начала следует определиться – а нужны ли вообще вам шипы. Выбирая, какую «резину» предпочесть – шипованную или «голую», стоит руководствоваться несколькими критериями отбора.
Шипованные покрышки хороши при езде в неустойчивую погоду с резкими оттепелями и заморозками, на плохо очищаемых дорогах с твердым покрытием, плотно укатанным снегом и наледями. Особенно нужны шипованные шины в предзимье и ранней неустойчивой весной, когда перепады ночных и дневных температур образуют прочные корки льда.
Обычные зимние покрышки с развитым рисунком протектора чаще всего применяются при чисто городской езде или езде по регулярно очищаемым пригородным трассам и скоростным автомагистралям. В этих условиях шипованные покрышки не только не обладают никакими преимуществами, но и могут причинить немало неприятностей, например при резком торможении.
Снижение веса шипа всего на десятую грамма уменьшает его разрушающее воздействие на дорожное покрытие в 5 раз. Но даются эти доли очень нелегко. Еще в начале семидесятых годов была доказана неэффективность металлопластиковых шипов, так как главное требование, предъявляемое к материалам для них, – близкие или равные коэффициенты теплового расширения. А у пластика и металла они различные. И что бы ни утверждала реклама, физика – наука точная, ее не обманешь. Твердосплавные вставки вылетают из пластмассовых корпусов довольно быстро. Металлокерамические шипы этих недостатков лишены, но они еще не вышли из стадии эксперимента. Так что пока по-прежнему основная ставка делается все-таки на традиционные конструкции.
С годами сложился почти классический «портрет» шипа – штампованный или точеный корпус из стали (реже – алюминия), снабженный двумя-тремя фиксирующими фланцами, и вставка из твердосплавных материалов. Диаметр 7-8 мм, длина 10-11 мм, вес 1,1 – 1,2 г. На обычную 14-дюймовую покрышку требуется от 102 до 120 шипов. За устойчивость автомобиля на скользкой зимней дороге приходится платить заметным увеличением веса колес.
Однако увеличение неподрессоренных масс ухудшает динамику и управляемость автомобиля, даже если речь идет о какой-то половине килограмма. И это еще один фактор, заставляющий фирмы, занимающиеся разработкой шипов, добиваться снижения их веса буквально на доли грамма.
Существует два основных типа шипов – точеные и штампованные. Казалось бы, несколько граммов алюминия, вставка из тугоплавкого металла – что тут можно изобрести? Однако после премьеры шины Hakkapeliitta 4, вторая нашумевшая презентация предзимних показов – четырехгранный шип, предложенный компанией Turvanasta. В основу его конструкции положен традиционный двухфланцевый шип, у которого «перешеек» между фланцами сделан квадратным. Квадратной сделана и вставка из тугоплавкого сплава. В чем здесь «изюминка»? Площадь сечения квадратной вставки по диагонали больше чем у обычной круглой вставки, диаметр которой равен длине стороны квадрата. Таким образом, суммарная площадь новых шипов почти в полтора раза превосходит аналогичный показатель обычных шипов. Однако они могут быть обеспечены только при применении специального оборудования для ошипования, ориентирующего положение граней относительно направления качения колеса.
По-прежнему большой популярностью пользуются традиционные цилиндрические шипы серии MAL 11, которые выпускает компания Scason. Вес этого классического двухфланцевого штампованного алюминиевого шипа со вставкой из твердосплавных материалов менее 1 г, благодаря чему он не оказывает столь разрушительного воздействия на дорожное покрытие. В «арсенале» компании Scason около двух десятков типов шипов, рассчитанных на установку в любые шины легковых и грузовых автомобилей и автобусов. Но шипами в Финляндии пользуются не только автомобилисты. Директор компании Biltema Ханну Карлссон недавно продемонстрировал «ощетинившуюся» шипами велосипедную шину.
Да-да, готовясь к зиме, финны не забывают и о столь сезонном транспорте, как велосипед.
Еще недавно шипы считали едва ли не панацеей от всех зимних бед. Но в последнее время отношение к ним стало меняться. Причем в ряде европейских стран, первыми запретивших их применение, поговаривают о возвращении шипов, а у нас, наоборот, интерес к ним как-то приутих. И все-таки шипы чаще приносят пользу, чем вред. Важно лишь знать несколько правил установки шипов и эксплуатации ошипованных покрышек. Так, компания Nokian считает, что идеальная технология шипования – установка шипа в еще теплую шину. Вот почему стоит отдавать предпочтение покрышкам, выходящим ошипованными уже с завода. Лучшие результаты дает применение полностью металлического шипа, стального со вставкой из тугоплавких сплавов. «Плавающий» шип или металлопластиковая конструкция – вещи более чем спорные. Жесткую фиксацию шипа плавающая конструкция не гарантирует, равно как материалы с различными коэффициентами трения и теплового расширения не могут обеспечить прочность шипа. Поставив ошипованные покрышки, не стоит первую 1000 км «выдавливать» из машины максимальную скорость – необходимо «прикатать» шипы на скорости порядка 60-80 км/ч.
При езде «на шипах» необходимо помнить, что при резком торможении на чистом асфальте они могут сыграть роль коньков и привести к срыву или заносу. Кроме того, использование шипованных покрышек требует совершенно иной манеры езды – старт становится более динамичным. А главное, тормозной путь вашей машины на обледенелых участках дороги гораздо короче, чем едущего сзади автомобиля на обычной резине. Поэтому знак «Ш» на корме машины очень важен для того, кто едет сзади.