Решение о покупке зимних колес приходит для большинства автовладельцев с многодневными размышлениями и мучительным выбором между русской и импортной резиной, «шиповкой» и «липучкой», новыми и б/у-шными покрышками. В процессе выбора многие любопытные водители почитывают рекламные статейки, различные шинотесты, проводимые журналами «За рулем», «Авторевю». И в результате еще больше теряются в многообразии новейших технологий и сравнительных характеристиках шин по разгонной динамике, сопротивлению сплашнингу и длине тормозного пути. В итоге выносят из всего этого, что «хака 4 рулит всех, Гиславед и Гудьир где-то недалече от неё. А вот шипы (!) Ivalo 2 от Мишлен только на 8 (!!) месте». Хотя, если начать вдумываться в результаты с точки зрения эксперта — лидер теста в общем зачете — Nokian HKPLT 4 — не выиграла ни одного ледяного заезда. Хорошо ли это для шины, основная фишка которой — улучшенные показатели продольного и поперечного сцепления на льду за счет оригинальной конструкции шипа, который довел цену шины до потолка. А Bridgestone со своей уже неновой разработкой WS50 вообще на последних позициях. Хотя на льду разница тормозных путей WS50 и HKPLT4 — меньше 3%!
А затем страждущие автолюбители, воодушившись полученными знаниями и желанием обезопасить себя и от снега и ото льда, а также учесть все желаемые условия комфортной езды по городу, устремляются в магазин и видят то самое колесико финской королевы дорог за 5800 рублей! Вот она стоимость безопасности, а также оригинальной конструкции шипа и победы во всех шинотестах.
И что же остается — знакомые, друзья, рекомендации, кто на чем. Кто-то ездит только на шипах и считает это единственным решением для Сибири, кто-то не любит шипы из-за шума, плохой управляемости на асфальте. Сколько людей, столько и мнений. Но если о новой шипованной и нешипованной резине можно найти публикации, отзывы, то б/у-шная резина из Японии, как давно забытый раритет в основном игнорируется средствами массовой информации. А зря, ведь некоторые модели по своим характеристикам вполне сравняться с русскими шинами и немногим уступают импортным образцам, произведенным на Филиппинах, в Китае или где-нибудь в ОАЭ.
Нам хотелось бы представить вам собственный опыт продаж и эксплуатации нешипованной зимней резины б/у. Почему мы считаем, что он будет полезен вам? Потому, что мы продаем резину уже более 4-х лет и работаем с моделями, вышедшими на рынок 3–4 года назад. А значит, можем судить о той резине, которая действительно зарекомендовала себя и пользуется неизменной популярностью у автовладельцев. В итоге у нас получился вот такой народный шинотест.
И первое место занимают шины Bridgestone из семейства Blizzak MZ-01, MZ-02 и MZ-03 выпускаемый для внутреннего японского рынка, а значит поставляемый в Россию только в б/у-шном варианте.
Компания Bridgestone почти одновременно с финской фирмой Nokian разработала нешипованные шины, протектор которых густо покрыт тонкими прорезями — ламелями. Это случилось примерно 5 лет назад и стало маленькой революцией в шинной промышленности: новые нешипованные шины по сцепным свойствам на скользких покрытиях вплотную приблизились к шинам с шипами. Впоследствии такая резина получила народное название «липучка».
Еще одним достоинством шин из семейства Blizzak является особая микропористая структура резины. Наличие большого количества мельчайших пор приводит к такому уровню кромочного эффекта, которого не достичь обычной ламелизацией. К тому же микропоры способствуют отводу воды из пятна контакта. Более ранние разработки используются с разрешения корпорации и другими японскими производителями подобных шин, но самые совершенные составы у Bridgestone.
Blizzak MZ-01 низкопрофильная шина для ободов с большим диаметром выпускалась для размеров R15 и 16 с симметричным рисунком. И с другим рисунком с более высоким профилем для размеров R13, 14, 15. Главной задачей для ее разработчиков стояла не традиционная европейская маневренность на сухих дорогах и износостойкость при больших скоростях, а, напротив, обеспечение великолепного ледового сцепления в сочетании с хорошим снежным сцеплением, традиционным для других шин Blizzak. Индекс скорости у всех колес этого семейства достаточно скромный — Q (160 км/ч), зато работает она на зимних сибирских дорогах надежно и бесшумно.
В свое время в шинотестах Blizzak MZ-01 получила лучшие оценки за комфортабельную езду, за низкий уровень шума. На льду, Blizzak MZ-01 оказалась самой легкой в управлении и показала лучшее сцепление при ускорении, торможении и на поворотах.
Более поздние модели MZ-02 и 03, конечно усовершенствовались в плане технологий производства резины и рисунков протектора. Но после MZ-01 вряд ли можно заметить какие-то серьезные технологические новшества у шин Bridgestone. К тому же на льду, по утверждению многих автолюбителей первый MZ держит лучше своих последователей.
Последней разработкой компании Bridgestone стала шина Blizzak Revo1, появившаяся в продаже в России только в этом году. Как гласят рекламные статьи об этих покрышках «…в резине Multicell Compound последнего поколения, примененной в шинах, количество пор увеличено, а также присутствуют специальные микрокристаллические частицы, «царапающие» лед и действующие подобно шипам, что, соответственно, обеспечивает лучшие характеристики сцепления на льду». Станут ли новейшие разработки в производстве нешипованной резины заменой шипам, покажет время.
На второе место мы поставили японскую шину TOYO Observe Garit и ее более молодую последовательницу Observe Garit 2.
Нешипованные зимние шины TOYO начали поставляться из Японии почти одновременно с Bridgestone. И вряд ли чем-то значительно отличаются от MZ. Те же специальные резиновые смеси, которыми, кстати, и славится японская шинная промышленность. Многочисленные ламели, изготовленные с эффектом самозатачивания.
В 2001 году впервые в шинотестах в России приняла участие японская резина марки TOYO Garit2. Раньше в тестах зимних шин Японию представлялa только фирма Bridgestone. Неплохие шины — модель Garit 2 оказалась даже чуть лучше шин WS50, выступавших в тесте за Bridgestone. На льду шины Toyo обладают достаточно высокими для нешипованных шин сцепными свойствами. С управляемостью тоже проблем не возникало — шины своевременно предупреждают водителя о начале скольжений, что позволяет избежать грубых ошибок в управлении. Но в полной красе японские шины предстали в секторе снежных испытаний, при разгоне и торможении — здесь с ними могут поспорить разве что лидеры, Hakkapeliitta Q. Самый значительный недостаток этих шин, пожалуй, то, что они самые «громкие» шины в своем классе.
Третье место занимают опять же представители японской шинной индустрии Yokohama Guardex k2 F720 и чисто японская модель Yokohama Ice Guard. Помимо уже упоминавшейся специальной резиновой смеси, характерной для всех «японок», две эти модели Yoko отличаются необычным крупным рисунком протектора с большими «бляшками», которые наряду с ламелями и обеспечивают большую площадь пятна контакта.
Нешипованная «Иоко» мягкостью протектора и его нарезкой очень похожа на предыдущую «Тойо». Однако на деле это совершенно разные шины, каждая со своими достоинствами. «Иоко» выигрывает у «Тойо» по тормозным свойствам и комфорту, зато проигрывает в разгоне, удобстве управления и расходе топлива.
И самое интересное, что в тестах журнала «За рулем» нешипованная «японка» во многом выигрывала у своей шипованной (!!!) однофамилицы Yokohama F700 с Филиппин. Обе «Йоко» практически равноценны по торможению на зимней дороге, боковым сцепным свойствам и управляемости. Шипы почти не помогли «филиппинке», улучшив лишь разгон и удобство управления им. Но при торможении на асфальте нешипованные шины еще раз подтвердили, что шипы здесь только во вред.
Минусом шин Yokohama, по мнению многих поездивших на ней автомобилистов, является слишком мягкая резина, которая вроде и обеспечивает лучшие сцепные качества на льду, однако такая резина более подвержена появлению боковых грыж. Это присуще всей линейке шин Yokohama.
Falken Espia MV-02 и MV-03 занимают четвертое место.
Почему четвертое? Только потому, что шины Falken вообще меньше знакомы российским потребителям и только-только появляются на российском рынке. А по эксплуатационным характеристикам их вполне можно поставить в один ряд с вышеперечисленными моделями. Правда, в отличие от Yokohama и TOYO у Falken резина более жесткая и сравнима с Bridgestone. В тестах шины Falken держаться посередине. Но по уверениям, случайно купив б/у шный Falken в магазине (не нашлось знакомых названий), потом многие владельцы японских авто были неожиданно довольны этой японской незнакомкой и по тому, как она держит дорогу на льду и снежном накате и ее поразительной износостойкостью.
На пятое место мы поставили Goodyear Ice Navi и ее японскую сестру Goodyear Ice Navi NEO, выпускаемую американским концерном GoodYear исключительно для японского рынка.
Судя по шинотестам, Ice Navi имеет скромные показатели сцепных свойств. Однако наш опыт показывает, что эти шины вполне заслуживают войти в шеренгу лучшей нешипованной резины. Хотя в большей степени это касается Ice Navi NEO. Отличная резина для зимних городских дорог, которая не подведет Вас на льду и снежном накате. И вряд ли Вы ощутите существенную разницу в акустическом эффекте, когда поменяете свою летную резину на Ice Navi NEO.