Ф о т о г р а ф - Александр Васильев
История создания 340R очень похожа на волшебную сказку с прекрасным концом. После начала производства модели Elise в середине 1990-х годов в Lotus уже были не обязаны всеми силами поддерживать угасающего ветерана Esprit. Поэтому англичане смогли уделить внимание и другим своим проектам. В случае с 340R все происходило удивительно быстро – в начале 1998 года в британскую прессу просочилась информация о готовящейся новинке от Lotus, осенью опытный образец был представлен публике на автосалоне в Бирмингеме, а уже в феврале 2000 года началось мелкосерийное производство 340R. Автомобиль заранее в Великобритании наделили статусом культовой и коллекционной модели, ведь было известно, что тираж модели ограничат 340 экземплярами. Стоит ли удивляться тому, что большинство заказов было собрано еще до начала выпуска? Однако, хотя сейчас найти в Европе экземпляр 340R чертовски трудно, этот Lotus пока еще не попадает в поле зрения автомобильных музеев и серьезных коллекционеров, а потому выставляется на продажу по вполне демократичной для автоэкзотики цене в районе 40000 евро.
Время не властно Похоже, что настоящих собирателей редких автомобилей Lotus 340R отпугивает своей футуристической внешностью. Дизайнеров этой модели можно понять – ведь им предстояло создать самый «оторванный» Lotus с времен легендарного Seven 1950-х годов. Поскольку у фирмы уже отлично шли продажи в меру демократичного и весьма аккуратного по английским меркам Elise, 340R следовало делать именно таким: броским и совершенно неземным. Стоя рядом с 340R, просто невозможно поверить в то, что фактически он построен на платформе Elise. Такое решение позволило инженерам максимально сократить время и расходы по созданию своей революционной новинки. Тогда, в конце 1990-х, Англия еще не была покорена спортивными болидами нового поколения – многочисленные Radical, Ariel, Noble и другие герои любительских заездов на гоночных трассах появились позже. Похоже, что за один только безумный стайлинг 340R мы можем быть благодарны Lotus. Примечательно, что, хотя публика и большинство журналистов признали концепт образца осени 1998 года слишком авангардным, серийный автомобиль в итоге сделали еще более смелым и провокационным. Так, спереди для защиты от попадания пешеходов при авариях непосредственно под открытые колеса поставили сложный многоуровневый спойлер, а заднее крыло после аэродинамических испытаний значительно увеличили в размерах. Но в первые минуты встречи с 340R аналитическая оценка, очевидно, отступает перед эмоциями. Удается осознать только одно: за прошедшее время этот Lotus ничуть не устарел. Сказывается как эксклюзивность модели, так и невероятно удачно подобранные пропорции и формы 340R. Чувствуется возраст и в Elise первого поколения, и в куда более редком и культовом McLaren F1, и даже в Pagani Zonda – но Lotus 340R по-прежнему остается пришельцем с другой планеты, не подчиняющимся ходу земного времени.
|
Внутренние ценности По аскетичности и стилю своего салона 340R также с легкостью переигрывает большинство сверхдорогих суперкаров. Но это вопрос скорее даже общей концепции автомобиля: ведь здесь нет ни дверей, ни боковых стекол, ни мягкого верха. Водитель 340R должен быть всегда готов к непогоде – словно наездник бескомпромиссного супербайка. Странное дело – такой подход не только не отпугивает, но даже очаровывает. Особенно если в день тест-драйва прогноз погоды начисто отрицает возможность осадков. Салон 340R вызывает ассоциации даже не с тесными кокпитами гоночных болидов любых формул, а скорее с высококлассными катерами. Применяются самые лучшие материалы – крепкие и сверхлегкие, царит минимализм, но при этом ни водитель, ни пассажир не могут жаловаться на неудобства. Достаточно перешагнуть через довольно высокий борт автомобиля и устроиться в жестком и удивительно низком сиденье, как привычные автомобильные ценности исчезают навсегда. После пары-тройки посадок и высадок из автомобиля, например при заезде на заправку, даже четырехточечные ремни безопасности уже представляются если не удобным аксессуаром, то, по крайней мере, неким довольно важным элементом из новой удивительной игры под названием 340R. Становится ясно, как создавали такой интерьер. В качестве базового был взят салон Elise и затем облегчен до предела. Необходимости в аудиосистеме и климат-контроле нет, а значит, и центральная консоль не нужна. Оставили только тонкую стойку с несколькими самыми важными кнопочками – например, для включения фар. Панель приборов стилизована под гоночную с несколькими цифровыми индикаторами. Но самое главное: сиденья установили фактически на полу, максимально опустив центр тяжести и добавив острых ощущений в движении. Перед заездом рекомендую бросить взгляд в крохотное внутрисалонное зеркальце заднего вида – в него не видно ничего, кроме скрещенных могучих дуг защиты за сиденьями. Это зрелище еще немного повысит уровень адреналина в крови. |
Powered by Komo-Tec По отзывам владельцев 340R, автомобиль был всем хорош, за исключением мотора. Ведь на эту уникальную машину поставили единственный двигатель, имевшийся в распоряжении специалистов Lotus в то время, – Rover k-серии. После многочисленных ухищрений они научились снимать с его объема в 1,8 литра весомые 190 сил. Однако ни особой надежностью, ни по-настоящему породистым темпераментом он так и не отличался. По этой причине немецкий владелец этого 340R и обратился в фирму Komo-Tec. К этому времени в Komo-Tec уже обрели немалую известность среди европейских Lotus-энтузиастов благодаря своим развернутым тюнинг-программам, предлагаемым для Elise и его многочисленных клонов. Больше всего в Komo-Tec гордятся своими способностями по установке двигателя с Honda Civic Type-R в моторные отсеки крошечных автомобилей Lotus. И нет ничего удивительного в том, что владелец 340R захотел вживить и своему любимцу такое сердце. Одновременно установили и 6-ступенчатую механическую коробку от Civic Type-R – она не только позволяет лучше реализовывать весь потенциал мотора, но и радует водителя своими четкими переключениями. Мотор от Honda в сочетании со сверхлегким шасси творит чудеса. По своему характеру 340R значительно отличается и от своего прародителя Elise, и от его еще более тяжелого клона Opel Speedster. По одной из легенд, цифра 340 в индексе модели появилась благодаря цели создателей модели достигнуть соотношения в 340 сил на тонну снаряженной массы. Однако серийный 340R получился все-таки более тяжелым, чем задумывалось изначально, что и проявилось в соотношении уже в 270 сил на тонну массы. Все эти расклады близкой степени относятся и к серийному 340R, и к автомобилю Powered by Komo-Tec. Различие совсем в другом – в легкости управления. Совсем не зря этот мотор от Honda в различных версиях несколько лет подряд побеждает в своем классе на конкурсе «Двигатель года». Его характер прост, но харизматичен. Знаменитый VTEC-взрыв от Honda происходит примерно на 4000 об/мин, но это не значит, что до этого момента можно только скучать. Тяги хватает даже на малых оборотах, хотя во второй половине шкалы тахометра ощущения намного острее. С 4000 до 8500 двигатель раскручивается практически мгновенно, ускоряя автомобиль с невероятной легкостью. В Komo-Tec говорят, что по разгону 0–160 км/ч этот 340R превосходит Porsche GT3, и, по-видимому, это недалеко от истины. Почти сразу же выясняется, что на второй передаче Lotus набирает свыше 100 км/ч, чего вполне хватает для заездов по узким сельским немецким дорожкам. Хотя в принципе сближенные числа в коробке передач провоцируют переключаться чаще, особой необходимости в этом нет. Так, красться по городу на скорости в 50 км/ч Lotus способен на любой передаче без каких-либо признаков недовольства. Кстати, малая масса сказывается и при торможении – замирает 340R практически на месте.
|
Уроки вождения Но, как и эффектный стайлинг, вживленный двигатель от Honda – это еще один очень привлекательный компонент в этой машине. Совсем не зря в Komo-Tec рекомендовали начать знакомство с автомобилем именно на пустых извилистых дорогах. Именно здесь можно в полной мере прочувствовать всю уникальность 340R. Установка проста: Lotus, который выглядит как гоночный автомобиль, должен демонстрировать и такое же поведение на дороге. Ожидания оправдываются в полной мере, а воспоминания о самых заряженных версиях Porsche 911 на время пропадают из головы. Потому что настоящий карт должен быть легким, сбалансированным и исключительно информативным. После первого же прохождения связки поворотов на 340R возникает соблазн вернуться и попробовать все сделать намного быстрее – уже жестко придавив педаль газа в апексе, так чтобы мгновением спустя рулем попытаться скорректировать занос. В таких ситуациях 340R прикидывается самым послушным спорткаром на свете, заставляя раз за разом приближаться к пределу возможностей – своих и автомобиля. Цепкость псевдосликов, специально разработанных в Yokahama, феноменальная, крены фактически отсутствуют, и это здорово раззадоривает. Голос разума говорит, что на такой скорости любой другой серийный автомобиль уже сошел бы с траектории, а Lotus продолжает свой победный драйв. Отрезвляет только знание того, что в случае вылета и последующего даже легкого повреждения кузова его придется менять целиком – понятие «сменные кузовные панели» исчезает из лексикона специалистов компании Lotus, когда речь заходит о 340R. |
Спорткар для избранных
Lotus 340R – это настоящее произведение искусства. Его можно выставить в своем парке на главной аллее и с гордостью демонстрировать гостям. Они будут благодарны просто за возможность внимательно осмотреть каждую деталь его кузова и видимые технические части. А потом, уже когда все разъедутся, вы сможете в одиночку погонять вволю по ночным дорожкам. Неземное удовольствие гарантировано.
Komo-Tec 340R |
Lotus 340R |
|
ДВИГАТЕЛЬ: |
||
рабочий объём, куб. см |
1998 |
1796 |
мощность, л. с. |
200/7400 |
190/7800 |
крутящий момент, Нм |
196/5900 |
198/5000 |
ДИНАМИКА |
||
максимальная скорость, км/ч |
н.д. |
215 |
разгон 0 -100 км/ч, с |
4,0 |
4,6 |
ШАССИ |
||
размеры колес |
||
передних |
195/50/ZR15 |
195/50/ZR15 |
задних |
225/45/ZR16 |
225/45/ZR16 |