Выбирая зимние колеса, необходимо помнить, что шипованные шины пригодятся лишь в том случае, если будут эксплуатироваться на голом льду и на гладко укатанном снеге. Здесь нужны "когти". Однако не стоит забывать, что при движении на высокой скорости по чистому асфальту зимой шипы вдавливаются в резину, уменьшая силу сцепления колес с дорогой. Поэтому на скорости 90-100 километров в час сцепление шипованной покрышки с расчищенным дорожным полотном ухудшается на 10-15% по сравнению с нешипованным колесом, тем самым увеличивается тормозной путь и снижается устойчивость автомобиля на трассе. Следовательно, если машина будет "зимовать" по большей части в городе или мигрировать по странам Европы, то логичнее “обуть” ее в резину без шипов. Ее скоростной индекс гораздо выше, чем у "колючих" покрышек, а уровень шума таких колес на порядок ниже. Тем более что их стихия – мокрый и сухой асфальт, а также неукатанный снег, который они отлично загребают своими канавками.
Michelin Maxi-Ice
Странностей в этой покрышке достаточно много. Например, французы создали новую модель не так давно, однако название оставили то, что было у ее предшественницы. Между тем Michelin Maxi-Ice обходит многие именитые нешипованные шины в категории "сцепные свойства на льду". Название-то резины не "с потолка" взято производителем. Правда, есть нарекания со стороны специалистов к поведению этого колеса на зимней заснеженной трассе. Поэтому не стоит на Maxi-Ice "поднимать" себе адреналин, тем более что скоростной индекс этой шины "Q", то есть всего 160 километров в час. Что, правда, позволяет французскому шиннику с гордостью заявить о низком уровне издаваемого колесом шума. Что касается рисунка протектора данной шины, то он весьма специфичен, поэтому в сырую погоду выезжать на такой шине в долгую дорогу не рекомендуется. Еще одно отличие этого колеса от других моделей французского производителя – достаточно "эластичный" рисунок протектора. Эта новая разработка концерна Michelin ориентирована, главным образом, на северные районы Европы.
Michelin Alpin
У этой шины есть масса достоинств, но присутствуют и недостатки. Результаты теста немецкого журнала ADAC показали, что Michelin Alpin обладает хорошей управляемостью и неплохой курсовой устойчивостью на сухой трассе. В таких же условиях это колесо, уже по тестам журнала Auto Motor and Sport, опережает некоторых представителей Bridgestone и Dunlop, уступая, правда, продукции концернов Continental и Goodyear. Этот же журнал отметил достаточно большой тормозной путь на сухом асфальте. Что касается движения по снегу, то здесь, по оценкам специалистов, Michelin Alpin может блеснуть хорошими показателями при заносе и внушительной силой тяги при пробуксовке. В плюс этому колесу можно поставить хорошую износостойкость, обеспечивающуюся специальным составом резины. Однако недостатками шины считается неудовлетворительное поведение на льду и высокий уровень шумности, хотя немецкие тест-пилоты присудили Michelin Alpin "ярлычок" "хороший выбор". Эта шина достаточно широко представлена в России. Многие используют ее как всесезонный вариант, тем более что при движении в дождь она демонстрирует весьма достойные качества, сравнимые с таковыми некоторых летних "дождевых" шин.
Michelin Pilot Alpin
Michelin Pilot Alpin – шина, которая сослужит неплохую службу водителям, часто вынужденным передвигаться зимой по сухим трассам, но всегда остающимся бдительными в тех случаях, когда на дороге достаточно много снега и грязи. Специалистами отмечается высокая комфортабельность езды на автомобиле, обутом в Pilot Alpin, а также хорошая управляемость на заснеженном дорожном полотне и сцепные свойства на обледенелом покрытии (правда, в классе нешипованных покрышек). Что касается минусов, отмечаемых специалистами, то их не так много: эта шина недостаточно надежна в управлении на льду. В целом же, исходя из уровня стабильности при движении по зимней дороге, в ряды выдающихся шин Michelin Pilot Alpin зачислить трудно. Многое объясняет то, что данная шина ориентирована на средний и большой классы автомобилей. Для устойчивого поведения на дороге ей необходим большой вес машины – в этом случае достигается хорошее давление шины на поверхность дорожного полотна. Это позволяет не только цепляться за слежавшиеся пласты снега, но и разрушать нетолстые слои льда.
Goodyear Ultra Grip 6
Сразу оговоримся, что, по мнению журнала ADAC, Goodyear Ultra Grip 6 – это отличный выбор. Не всем шинам удается получить столь высокую оценку. Но от Goodyear этого стоило ожидать. На сухой трассе, по данным немецкого журнала, эта покрышка показала отличные результаты. На мокрой дороге в дисциплинах "продольное и поперечное аквапланирование", а также "управляемость" UG 6 была оценена достаточно высоко. Правда, нельзя не отметить большой тормозной путь на мокром асфальте и слабую устойчивость к заносу. На снегу все практически идеально, а вот на льду процессы управления автомобилем и гашения скорости удовольствие доставить не могут. Зато сопротивление качению и износ – минимальны. Заметим, что не только ADAC высоко оценивает шину Goodyear Ultra Grip 6. Результаты тестов журнала Auto Motor and Sport также показали, что UG 6 по некоторым дисциплинам превосходит многих именитых соперников. Ведь компания Goodyear уделила большое внимание поведению шины в условиях, когда перепады температур приводят к быстрому износу протектора. Состав резины при изготовлении зимних нешипованных шин имеет ряд особенностей, в числе которых – большое содержание натурального каучука. По природе этот материал очень мягок, что приводит к его быстрому износу, плохой управляемости, а также средним характеристикам торможения и разгона при температурах больше 0°C из-за того, что резина становится чересчур мягкой и эластичной.
Nokian Hakkapeliitta Q
Финские шины, похоже, нигде не хотят уступать конкурентам. В нашем прошлом обзоре шипованных колес они занимали передовые позиции. Однако скандинавам и этого мало. Иначе зачем же они выпустили еще одну покрышку, также остающуюся, по мнению специалистов, на заснеженной и обледенелой трассе практически бесспорным лидером, но уже среди нешипованных покрышек? Для тех, кто предпочитает спокойную езду по снегу или льду с высоким уровнем комфорта, Nokian Hakkapeliitta "Q" – это то, что надо.
Обидно, правда, что производитель не довел поведение этого колеса зимой на асфальте до "ума". Ведь в критической ситуации, что отмечается многими тест-пилотами, эти мягкие зимние шины увеличивают время реакций автомобиля на повороты руля. Поэтому лихачить на скандинавской нешипованной резине на трассе не стоит, тем более что производитель гарантирует адекватное поведение шины только до 160 километров в час – таков ее скоростной индекс. Подводя итоги, отметим, что, по мнению специалистов, в условиях суровой российской зимы найдется немного покрышек столь высокого уровня.
Continental TS 790
По результатам теста, проведенного журналом Auto Motor and Sport в конце 2001 года, шины Continental TS 790 при движении по мокрой дороге оказались единственным победителем. Не было выявлено ни одного недостатка при проведении испытаний. Тормозной путь на мокрой трассе, например, был наиболее коротким. Интересно, что на прохождение дистанции машине, обутой в Continental, потребовалось меньше всего времени. Что касается движения по снегу, то тут покрышки TS 790 проявили себя не с лучшей стороны. Хотя им удалось оставить позади Goodyear, Bridgestone и Michelin в дисциплине "торможение". Чего нельзя сказать о силе тяги при пробуксовке, которая у Continental, по данным теста, "тянет" лишь на предпоследнее место. Говоря о движении по сухой дороге, нужно отметить достаточно комфортную езду с минимальным уровнем шума. Сопротивление качению также невелико. TS 790 – первая покрышка, разработанная по шинной технологии перекрестно-направленных ламелей (CLS). Ее наклонные ламели обеспечивают, по мнению специалистов, выдающуюся тягу и отменное торможение при движении по прямой на достаточно высокой скорости (до 240 км/ч зимой). Взаимопересекающиеся ламели повышают прочность резины и не дают шине "плыть" при теплой погоде. Они также хорошо работают в поворотах, удерживая колесо от заноса. Одновременно в этом им помогают большие внешние блоки, расположение которых было оптимизировано с помощью компьютера.
Barum Polaris OR 60
Внимательный читатель помнит, что эта шина уже была в обзоре прошлого номера, но с шипами. Это действительно так, поскольку Barum Polaris OR 60 выпускается в двух вариантах. Правда, ни в одном из них производителю так и не удалось добиться достойных показателей в зимних условиях. Покрышка имеет направленный рисунок, который помогает ей эффективно сопротивляться поперечному аквапланированию на мокрой трассе. Немецкий журнал ADAC, проведя тесты этой шины, отметил ее приемлемую управляемость и курсовую устойчивость на сухой трассе, а также отличные показатели на заснеженной дороге. В плюс этому колесу засчитывается низкое сопротивление качению. Однако есть еще масса недостатков, выявленных в результате теста, проведенного немцами. К ним относятся высокий уровень шумности и износа, слабые показатели на льду (торможение, тяговое усилие, управление) и на мокром асфальте (торможение, продольное аквапланирование, управляемость, устойчивость к заносу на кругу). ADAC рекомендует эксплуатацию Barum Polaris OR 60 с ограничением.
Pirelli Winter Direzionale 190
Это уже достаточно старое поколение зимних нешипованных колес от Pirelli. В состав этих покрышек входит диоксид кремния, обеспечивающий эластичность резины даже при очень низкой температуре, то есть фактически повышающий уровень сцепления с обледенелой или же заснеженной поверхностью. Однако парадокс в том, что недостатком Pirelli Winter Direzionale 190 является ее тяжелый вес из-за большого количества все того же диоксида кремния (силиконовой кислоты), плотность которого выше, нежели плотность натурального каучука.
Разнообразие модификаций шин Winter Direzionale должно удовлетворить все потребности владельцев автомобилей средней и малой мощности. Шины Winter Direzionale выпускаются с профилем от 70 до 60 и могут обладать скоростными индексами "Q" (до 160 км/ч) или "T" (до 190 км/ч). Что же касается радиусов, то Pirelli выпускает 13-,14- и 15-дюймовые шины.
Yokohama Guardex F720
Секрет продвинутой шины от Yokohama – это несметное количество капсулированных микропузырьков. Такие микропористые "подошвы" позволили зимней нешипованной шине обрести "клыки", чтобы цепляться ими за лед. Воздушные шарики микроскопических размеров, находящиеся в резиновой смеси протектора, действуют следующим образом: вначале они втягивают внутрь воду, находящуюся на поверхности льда, после чего вода рассеивается. То есть происходит удаление жидкости из пятна контакта, что лишь улучшает показатели колеса. Каждая шина содержит в себе примерно два с половиной миллиарда таких пузырьков. Кстати, фирменная технология Yokohama – пузырьки в жестких капсулах – позволяет упрочить блоки протектора, а также снизить деформацию шины в течение эксплуатации. Guardex F720 отличается более широким профилем протектора, что более равномерно распределяет силу сцепления с дорогой зимой. Добавим сюда плотные ламели для повышения характеристик на льду и N-образные центральные блоки протектора, помогающие бороться с аквапланированием.
Yokohama AVS Winter V901
Фирма Yokohama начала производство новых, инновационных зимних шин с асимметричным профилем протектора. Шины V901 от Yokohama предназначены для автомобилей среднего класса, хотя и обладают высшим индексом скорости для зимних колес V (240 километров в час). Залогом высокого качества покрышки является технология производства резинового компаунда шин AVS Winter. Равномерность распределения кремнийсодержащего полимера Silica обусловлена технологией Zeruma. Этот новый химический агент способствует образованию однородной резиновой смеси, которая дает некоторые преимущества перед основными конкурентами. Например, шина начинает сопротивляться аквапланированию, обеспечивая устойчивость движения и эффективность торможения на заснеженных и обледеневших дорожных поверхностях. Стоит также отметить некоторые особенности рисунка протектора. Его крупные блоки и широкие ребра призваны обеспечить отличную управляемость на высоких скоростях и в поворотах. Подобная конструкция поддерживает жесткость и стабильность профиля. Три круговых водоотводящих канавки рисунка протектора обеспечивают эффективное удаление воды из пятна контакта, а увеличенные поперечные канавки дополнительно помогают противодействовать аквапланированию. Рисунок включает в себя и так называемые "снежные углы" в центральной части протектора, дающие равномерную стабилизацию во всех направлениях, а также снижающие "проскальзывание" на снегу. Переменные блоки протектора, их размеры и расположение, как утверждают специалисты, снижают шумовой уровень и повышают комфортность при движении.
Благодарим компании "МВО-Питер" и "Авто Футура" за помощь в подготовке материала.
Фото: Евгений Егоров