...и другие немецкие качества отличают BMW пятой серии, что собирают в Калининграде. Собственно, отменным качеством отличается сборка и всех остальных авто на "АвтоТоре", а потому немцы безбоязненно поручили им тиражировать E-60. Несмотря на это - проверяют. Еще бы - 6 миллионов евро инвестиций!
Аэропорт позади. К городу автобус идет по Европе с явным немецким уклоном. Узкая гладкая дорога петляет в коридоре одинаковых деревьев, их стволы аккуратно размечены. Навстречу ни одной отечественной машины, все придерживаются скоростного лимита. По бокам домики в старогерманском стиле. Кенигсберг уже близко. И вдруг Европа разом сворачивается в Россию. Инверсия. Автобус колыхается на выбоинах, а за окнами плывет обшарпанная уныль типовых домов с грубоватыми вывесками. Чудом сохранившиеся после войны старинные постройки тоже печальны. Стать выдержал только собор, где захоронен Кант, проживший всю жизнь в Кенигсберге. Ныне это город Калининград. Лоскуток российской территории, экономически свободная зона. Окрестности порта, где находится искомый судостроительный завод «Янтарь», нам с коллегами больше напомнили Зону из фильма «Сталкер». Нам интересна лишь малая часть завода, где корабли давно уже не строят. Здесь клонируют немецкие автомобили. Эти площади принадлежат «АвтоТор-Холдингу», и ровно пятилетку назад отсюда взяла начало история российских BMW – с автомобилей пятой серии. С этого же началось и увеличение доли калининградских «пятерок» в общем объеме продаж модели по России. Всего за пять лет «пятерку» воспроизвели более 4500 раз. И в 2001 году к ней присоединилась модель третьей серии. Недавно завод вновь переоснастили – к запуску новой «пятерки» E-60. ...Инверсия инверсии! Перешагнув порог цеха, опять попадаем в Европу! «АвтоТор» – первый и единственный российский завод, собирающий автомобили класса premium. Он этим гордится. Но еще сильнее – оказанной недавно честью. Никому за пределами Баварии более не доверили сборку столь сложной модели, как Е-60. Опыт и прилежность «АвтоТора» подкреплены в 2001 году 8 международным сертификатом качества ISO 9002 и повторным в 2003-м – их выдала всесильная TUV. Руководство BMW прониклось. И постановило отныне начинать с Калининграда реализацию всех зарубежных проектов! Решение же поставить заводу «пятерку» созрело в ноябре 2003-го, когда с момента российской премьеры еще не прошло и полугода. Подготовка к запуску «пятого» проекта, потребовавшего инвестиций в 6 миллионов евро, установка допоборудования, стажировка персонала (часть училась в Германии, остальных немцы пестовали здесь, на заводе) – все это длилось восемь месяцев. По времяисчислению коренных российских производителей – восемь часов. ...Неподалеку от цеха логистики, уставленного контейнерами с комплектующими и кузовами, завернутыми в пленку, есть изолятор брака. Точный процент отсева не сообщают. Говорят, минимальный. Интересно, ехидствует мыслишка, – а на выходе? Не дождетесь! Калининградцы лезут из кожи, стараясь всеми силами оправдать доверие, и потому следят за качеством неусыпно. Автомобиль здесь – почти икона. Рабочим, например, запрещено носить острые предметы и даже обручальные кольца, чтобы не поцарапать кузова. С момента входного контроля корпуса и до финальной инспекции «пятерку» на каждом шагу опутывают проводами и проверяют, проверяют, проверяют... Как-то кощунственно наблюдать BMW 5-series, разложенную по частям. Словно без спроса открываешь сакральную тайну. Очередной остов «пятерки» на глазах получает VIN и карту истории (она хранится 10 лет). И начинает обрастать. Вначале монтируют нижние узлы и детали, затем уже-почти-автомобиль опускается и продолжает неторопливо вбирать комплектующие. Российских среди них в помине нет. На вопрос, будут ли, гендиректор российского представительства Кристиан Кремер ответил, что не исключено, только найти бы подобающие... Мы идем вдоль чистенького, тихонько ползущего конвейера. В процесс сборки введены 18 дополнительных этапов, и каждая операция на хитром организме новейшей модели занимает немало времени. Движения рабочих размеренны, словно они смакуют создание единого целого. Один из наиболее эффектных процессов – момент «прозрения», когда в глазницы встает замысловатая оптика. Только что была железка, и вот – существо. |
Культуру и качество стимулируют сплошным контролем, подкрепляя методом пряника. В прошлом году рабочий получал около 9700 рублей, а в нынешнем зарплату обещают поднять до 11 500. Средний возраст персонала – 32 года, больше половины с высшим образованием. Все это сказывается на культуре производства, а значит, на качестве. Немецкие аудиторы после первой же проверки выставили заводу высокую оценку – баллом выше, чем ожидали сами.
На пороге жизни, то бишь в конце конвейера, опять плановые проверки. «Пятерку» окатят мощным десятиминутным душем – тест на герметичность. Ее натрут до блеска, пропылесосят каждое уплотнение, последний раз осмотрят в камере финального контроля. Того, кто в этот момент царапнет кузов, наверняка ждет выговор. Не исключено, что строгий. А то и с занесением. Вот она, готовая машина – муха еще не сидела и комар носа не подточил.
Собирают автомобили только на заказ. В год планируют произвести 1500 машин, по уровню спроса россиян. Хотя самые радужные планы – увеличить выпуск до 15 000. Разбогател бы народ – легко...
Первые свежесобранные «пятерки» поступили к официальным дилерам – не «АвтоТора», а BMW! – в апреле. Какие это версии? BMW 525i предлагают в исполнениях Business (44 900 c МКП и 46 900 c АКП) и Luxury (53 900 с АКП). Другую BMW – 530i комплектуют только АКП, исполнения – Dynamic (61 900) и Luxury (64 900). Цены в евро, в среднем снижены на 12%. Рассчитали, что именно эти версии вызывают больший интерес. Таким образом, из немецких «пятерок» в России остаются модели 520i и 545i. Наименее и наиболее дорогая. А где же BMW 3-series? Их продолжают делать, чередуя смены с «пятеркой».
Если сравнивать «АвтоТор» с отечественными гигантами, это и не завод даже, а ультрасовременная мастерская. Но если бы все российские заводы были хоть немного похожи на производство «АвтоТора»... Он признан одним из лучших сборщиков BMW. Потому концерн готовится к следующему логичному шагу. Не за горами калининградский старт BMW 7-series. Потребуется еще большая собранность.