Saab 9-3

  Немного лайма в холодной водке
Рустам АКИНИЯЗОВ
Фото автора

«Водка, мартини, сок лимона и лайма. Cмешай их в нужной пропорции — и получишь цвет, в который окрашены презентационные кабриолеты Saab 9-3, — делится со мной один из дизайнеров Саймон Падиан. — Дело было здесь же, в Дании, пару лет назад, когда мы показывали обновленный Saab 9-5. Девушка из группы интерьерного дизайна, Мария, потягивала в баре коктейль, когда ее осенило: именно такого солнечного цвета и должен быть наш новый кабриолет».

«ВИДИШЬ ли, мы стремились, чтобы автомобиль получился с собственным, неповторимым вкусом, как коктейль, — продолжал Саймон. — Строгим, но не холодным. В традициях скандинавского дизайна, но ни в коем случае не стерильным. Чтобы в нем была какая-то искорка, теплота. И, согласись, нам это удалось!»

Спорить не хотелось — новый саабовский кабриолет действительно получился красивым, причем, что бывает нечасто, одинаково хорош он и с поднятой крышей, и с опущенной. А переход от одного «агрегатного состояния» к другому осуществляется быстро: при работающем двигателе электропривод поднимает и опускает крышу всего за 20 секунд. Водителю нужно только держать нажатой кнопку на центральной консоли, а все остальное сделает умная механика, позволяющая оперировать матерчатым верхом даже на ходу, если скорость не превышает 30 км/ч. Никакой ручной работы — электрогидравлический механизм сам посадит кромку крыши на рамку лобового стекла и защелкнет замки.

Кстати, первый кабриолет марки Saab, показанный миру ровно 20 лет назад на Франкфуртском автосалоне 1983 года, тоже имел электропривод крыши, что по тем временам было редкой роскошью. Серийный выпуск модели 900 Convertible был начат в 1986 году, и первый же открытый автомобиль из Швеции оказался настолько цельным и законченным, а конструкция его была столь продуманной и практичной, что вскоре скандинавская фирма уже считалась признанным специалистом по выпуску кабриолетов.

Хотя, вообще-то, впору удивиться: кому и как в холодной северной Швеции могла прийти в голову мысль о выпуске модели с открытым верхом? А дело, оказывается, было вовсе и не в Швеции. Идея принадлежала тогдашнему президенту отделения SAAB Cars USA Роберту Синклеру. Уроженец солнечной Калифорнии точно знал, что именно нужно американскому покупателю. Говорят, когда c завода пришло предложение о поставках двухдверного нотчбека Saab 900, Боб Синклер позвонил в Швецию: «ОК, эти машины можно продавать в Штатах, — сказал он. — Но надо, чтобы они были с полным «фаршем»: с кожей, с электрическими стеклами, с кондиционером, с турбо и... со складывающейся крышей». «С чем?!» — на том конце уронили трубку. Так началась история кабриолетов Saab.

Теперь уже можно сказать точно: это была история успеха. Основательные шведы открыли миру, что кабриолет, оказывается, может быть практичным, всепогодным и всесезонным транспортом, а не вторым-третьим автомобилем для редких выездов в солнечные дни. У скандинавских машин была трехслойная утепленная крыша, надежно защищавшая ездоков в любую непогоду, и мощный отопитель, позволявший ездить с откинутым верхом даже в очень прохладные дни. Среди всех проданных 900-х Саабов доля кабриолетов cоставила внушительные 14%. А дебютировавший в 1993 году Saab 9-3 Cabrio поднял эту планку уже до 24%! На рынках некоторых европейских стран доля этой модели в сегменте престижных четырехместных кабриолетов (к которому принадлежат также открытые Audi A4, Mercedes CLK, BMW 3-й серии и Volvo C70) составляла 50%, хотя общая доля автомобилей Saab не превышала 6%. Так что вполне понятна уверенность шведов, что новый Saab 9-3 Convertible — это та козырная карта, которая сыграет обязательно.

Конструктивные особенности открытой версии — такие, например, как необходимость дополнительного усиления кузова, — учитывались в архитектуре модели 9-3 с самого начала ее разработки. Благодаря этому, как уверяют конструкторы, Convertible получился «самодостаточным» и «свободным от неуклюжих компромиссов, нередких при создании кабриолетов на базе седанов». Дальше передних крыльев у кабриолета нет ни одной общей кузовной панели с седаном, а достигнутая жесткость на кручение в 11500 Нм/град втрое выше, чем у предыдущего 9-3 Convertible. Видно, памятуя о том, что ту машину журналисты поругивали за «мягкотелость» и скрипы панелей в салоне, саабовцы специально проложили изрядную часть маршрута тест-драйва по булыжным улочкам старого Копенгагена. Кабриолет молчал как партизан на допросе — ни звука. А на следующий день, на извилистых загородных дорожках, можно было оценить другой аспект, непосредственно связанный с жесткостью кузова, — управляемость. Показалось, что ни по характеру, ни по остроте реакций, кабриолет практически не отличается от седана. Впрочем, «спортивной злости» нет ни у того, ни у другого: вместо нее — высокий уровень сцепления в поворотах и надежная недостаточная поворачиваемость. Чуть более жесткие пружины и амортизаторы версии Aero делают кабриолет более отзывчивым, но комфорта становится заметно меньше. Впрочем, и про стандартный вариант нельзя сказать, что он не замечает неровностей. Потряхивания сопровождаются звуковым оформлением — хорошо слышно, как работает подвеска и «шлепают» на стыках асфальта низкопрофильные шины.

А вот моторы — две рядные «четверки» с разным давлением наддува — наоборот, работают очень тихо. Конечно, 210-сильный двигатель с турбокомпрессором высокого давления да еще и с новой шестиступенчатой коробкой — сущий зверь. Но, как ни странно, сочетание более слабого мотора и автоматической трансмиссии понравилось больше. Вряд ли кому-то придет в голову устраивать настоящие гонки за рулем элегантного и недешевого кабриолета — стартовать с повышенных оборотов и непрерывно переключать передачи, чтобы не дать мотору свалиться в турбояму. Четкость переключений, кстати, не на высоте. Другое дело — получать удовольствие от ненапряжной, но достаточно динамичной езды, которую обеспечивает более эластичный 175-сильный мотор в паре с 5-ступенчатым «автоматом», имеющим секвентальный режим (в том числе и с управлением кнопками на руле).

Впрочем, основной интерес представлет, конечно, не ходовая часть, почти без изменений перекочевавшая на кабриолет с седана, а те инновации, которые Saab внес в науку кабриостроения. Шведы, верные своей концепции всесезонного кабриолета, например, догадались использовать пространство, которое высвобождается в багажнике при поднятой крыше. Если при езде «топлесс» объем багажного отделения составляет 235 л, то при разложенном верхе в него помещается в полтора раза больше — 352 л. Например, две сумки с клюшками для гольфа. Естественно, прежде чем снова принимать солнечные ванны, одну из них придется вынуть — иначе крыша просто не опустится.

Польза от другой новинки не столь очевидна. Электрический привод, сдвигающий передние кресла, чтобы обеспечить посадку и высадку пассажиров, работает слишком медленно: быстрее было бы самому сдвинуть кресло и вернуть его назад. Впрочем, это опция, предлагаемая за доплату, — молодые и нетерпеливые могут от нее отказаться, а вот пожилым она, возможно, понравится, ибо не требует физических усилий. Заднее сиденье ожидаемо не поражает простором: там вполне способны поместиться двое взрослых людей, но желательно, чтобы они симпатизировали друг другу, — близости несколько большей, чем это обычно принято, им не избежать.

Зато они не замерзнут! И не только потому, что будут согревать друг друга теплом своих тел. А потому, что система отопления и вентиляции специально перекалибрована для кабриолета. Максимальная температура подаваемого в салон воздуха — 65 градусов Цельсия. При этом можно задать разную температуру в левой и правой частях салона, а когда крыша опускается, система сама переходит из автоматического режима в «ручной», предлагая выбрать один из одиннадцати уровней интенсивности обогрева.

«Как мы говорим в Швеции, не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда», — руководитель отдела продаж Ханс Карландер как раз рассказывал о том, что у него дома весьма популярны кабриолеты и Saab занимает на местном рынке ведущие позиции. Он почти не удивился, узнав, что точно такая же поговорка существует и в России. «В конце концов, климат наших стран почти одинаковый, поэтому я уверен, что продажи открытых машин будут расти». И в самом деле! У нас ведь немало общего с северными соседями. И шведский Absolut мы очень даже уважаем. Но не все же пить чистую водку. Что если добавить мартини и немного лайма?

Saab 9-3 Convertible (данные производителя)
2.0t 2.0T
Тип кузова кабриолет
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском топлива и турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд
Число клапанов на цилиндр 4
Рабочий объем, куб. см 1998
Степень сжатия 9,5:1
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 86x86
Максимальная мощность, л.с./кВт/об/мин 175/129/5500 210/147/5300
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин 265/2500—4000 300/2500—4000
Привод на передние колеса
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson, со стабилизатором
Задняя подвеска независимая, пружинная, четырехрычажная, со стабилизатором
Передние тормоза дисковые, вентилируемые, с дисками диаметром 285 мм дисковые, невентилируемые, с дисками диаметром 302 мм
Задние тормоза дисковые, вентилируемые, с дисками диаметром 278 мм дисковые, вентилируемые, с дисками диаметром 292 мм
Шины 195/65 R15 / 215/50 R17
Диаметр разворота, м 10,8
Число оборотов руля от упора до упора 2,97
Объем багажника, л
при сложенной крыше 235
при поднятой крыше 352
Снаряженная масса, кг 1580—1680
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая автоматическая, 5-ступенчатая механическая, 6-ступенчатая автоматическая, 5-ступенчатая
Максимальная скорость, км/ч 220 215 230 225
Время разгона 0—100 км/ч, с 9,0 10,5 8,0 9,5
Время разгона 60—100 км/ч (на 4-й передаче), с 9,2 8,4
Время разгона 80—120 км/ч (на 5-й передаче), с 14,0 11,5
Расход топлива при смешанном цикле
движения, л/100 км 8,9 9,7 9,1 9,7
Емкость топливного бака, л 62

Габаритные размеры, мм
Длина 4635
Ширина 1762/2038*
Высота 1434
Колесная база 2675
Колея передняя 1524
Колея задняя 1506
* С зеркалами.

 




Предлагаемый за доплату защитный экран заметно снижает шум ветра. Даже на скоростях далеко за сотню можно разговаривать, не повышая голоса





Крыша складывается за 20 секунд, причем соответствующую команду можно подать с брелока, находясь в радиусе шести метров от автомобиля

09 сентября 2003
автор: Рустам АКИНИЯЗОВ
источник: www.autoreview.ru/
новости