Конечно, обладателем Mercedes-Benz SLR McLaren стоимостью 375 тыс. евро, поражающего дизайном и техническими характеристиками, сможет стать далеко не каждый. Для большинства людей это суперавтомобиль, к которому трудно оставаться равнодушным и о котором можно лишь мечтать. Мечтать, как говорится, не вредно. Вот и я, когда был на Франкфуртском автосалоне, никогда бы не подумал, что встречу на стенде DaimlerChrysler великого Стирлинга Мосса, который в 1955 г. на Mercedes-Benz 300 SLR выиграл знаменитую гонку Mille Miglia, и возьму у него автограф (на фото внизу). И ни за что бы не поверил, что через пару месяцев окажусь на просторах южноафриканского побережья, где проходил тест новенького Mercedes-Benz SLR McLaren, мировой премьеры Франкфурта ‘2003 и продолжателя великих традиций знаменитой автомобильной марки. Путешествие на край света Серебряная стрела |
Возьмите пошире – XXL или XXXL, а найти оптимальное положение и подстроить под себя руль не составит труда. Не спешите вставлять ключ в замок зажигания и нажимать заветную кнопку “Engine Start”, расположенную, как и у ближайших “родственников” этого автомобиля, на рукоятке рычага коробки передач. Осмотритесь вокруг, и вы увидите, с какой любовью и душой офор-млены эти “апартаменты”. На фоне контраста аккуратно прошитой красной и черной кожи очень стильно смотрится серебристая центральная консоль. Интерьер под стать внешности, здесь тоже чувствуются космические мотивы и неукротимая мощь “Серебряной стрелы”. А что же панель приборов? Как и в легендарном 300 SLR, на ней два больших циферблата – тахометр и спидометр с максимальной отметкой, на которой истребитель F-16 уже набирает высоту, – 360 км/ч. Вот теперь можно открыть заслонку и нажать кнопку “Engine Start”. Под первые нотки в исполнении V8 автомобиль вместе с находящимися в нем пассажирами сначала слегка вздрагивает, а затем его салон наполняется характерным для V-образных моторов басом. В узком, как кокпит Ф-1, тоннеле две педали – тормоз и напольная педаль “газа”. Автоматическая 5-диапазонная коробка передач с возможностью работы в трех режимах – “Comfort”, “Manual” и “Sport”, причем ручной режим предлагает еще три варианта – “Sport”, “Supersport” и самый захватывающий “Race”. Это все, чем можно обуздать 626 “лошадок”, неукротимо рвущихся на волю, и 780 Нм, из которых 600 Нм дают о себе знать уже при 1500 об/мин. Какой там режим “Race”! Для начала “автомат”, и только в самом комфортном режиме.
Вообще-то двигатель SLR имеет право на 7000 об/мин, но в автоматическом режиме II передача сменяет I при 3000 об/мин. “Стрела” вливается в плотный городской поток Кейптауна и следует в указанном навигационной системой направлении. Несмотря на некоторые сложности из-за левостороннего движения, ориентироваться в городе на этом автомобиле совсем нетрудно. Обзору, который обеспечивает SLR, может позавидовать большинство владельцев спорткаров. Посадка водителя, на удивление, не оказалась очень низкой, стойки не мешают, зеркала заднего вида достаточно информируют о ситуации на дороге, а бесконечно длинный капот и голос двигателя “Мade by AMG” добавляют эмоций. От рулевого колеса до кончика “носа” целых 2,68 м – чем не “Серебряная стрела”! Только вот композитные тормоза явно не настроены под тоскливый темп городского движения, частенько не превышающий и 40 км/ч. Работают они очень жестко и наряду с шумом трансмиссии напоминают о спортивном характере машины. Внезапно я почувствовал, что при движении в пробке автомобиль тормозит сам под сброс “газа”. Оказывается, такими сюрпризами может побаловать система Tailback Assist, которая самостоятельно притормаживает машину при отпускании педали “газа” и при скоростях, не превышающих 60 км/ч. По сравнению с Ferrari Enzo, где вдобавок к жестким тормозам “достает” и не приспособленная для городских улиц полуавтоматическая коробка передач, SLR не утомляет своим боевым характером. Системы Klima Control и Bose Sound System также способствуют хорошему расположению духа, но никакая Bose не затмит колоритный бас V-образной “восьмерки”.
Правду говоря, как бы комфортно вы ни чувствовали себя в спорткаре, безжалостно зажатом другими участниками движения, единственное, что греет вам душу, – это надежда, что через пару километров вы все-таки вырветесь на просторы автострады.
Race on!
Переводим поворотный переключатель в ручной режим, причем в самый “горячий” вариант – “Race”. “Газ” в пол, а передачи меняем удобными клавишами, расположенными с тыльной стороны рулевого колеса. Первая передача, II, III – 210 км/ч, про две следующие на не богатых прямыми участками южноафриканских дорогах можно забыть! Не вызывает больших сомнений, что рубеж скорости в 300 км/ч окажется SLR по плечу. Мотор объемом 5,5 л вовсю всасывает подаваемый механическим компрессором свежий атлантический воздух и издает неповторимые звуки “оркестра” AMG. Окружающий пейзаж превращается в смазанную картинку. Обезьян, которые сидят вдоль дороги, как бездомные собаки, становится невозможно отличить от местных жителей – на такой скорости все сливается воедино. SLR легко разменивает вторую “сотню”, алюминиевая двухрычажная подвеска без проблем “глотает” неровности дороги, а руль наливается приятной тяжестью. В таком режиме в этом автомобиле чувствуешь себя довольно уверенно, даже несмотря на сильный боковой ветер. Аэродинамика на высоте, да и динамика впечатляет. Согласно техническим данным, максимальная скорость SLR – 334 км/ч. Конечно, это не предел для спорткара, но и для Mercedes это не так актуально. Ведь еще в январе 1938 г. Рудольф Караччиола на автомобиле с трехлучевой звездой установил рекорд скорости на шоссе 435 км/ч, который не побит до сих пор! Более всего интригуют цифры ускорения: с места до 100 км/ч SLR разгоняется за 3,8 с, то есть всего на 0,15 с медленнее, чем Ferrari Enzo, и на 0,1 с быстрее, чем Porsche Carrera GT. Секрет завидных способностей SLR кроется в ураганной мощи мотора AMG и удачном подборе передаточных чисел трансмиссии, в результате автомобиль выстреливает как из пушки. Конечно, голова в багажник не улетает, да и зачем? Хоть и написано “McLaren”, это вовсе не значит, что перед вами болид Ф-1. К тому же за рулем SLR будет сидеть не американец Джон Форс, делающий на своем дрэгстере 520 км/ч с места за 4,7 с, а нормальный человек, у которого жизнь удалась и который не хочет вместе с автомобилем “умереть в один день”. SLR дает достаточно эмоций. И хотя у меня нет такого богатого жизненного опыта, каким обладает соотечественник Форса шоумен Джей Лено, имеющий в своем личном гараже автомобилей на 50 млн долларов и утверждающий, что езда на SLR равносильна занятию сексом с инструктором по акробатике, тем не менее управление этим автомобилем действительно очень захватывает, особенно на серпантинах. Главное, чтобы впереди никто не плелся, и надо быть внимательнее в закрытых поворотах. SLR “пишет” нужную траекторию, как Шумахер racing line в Монте-Карло. Руль делает от упора до упора 2,2 оборота и не требует частых перехватов. Рулевые спицы в месте хвата толстоваты, и информативности рулевому управлению чуть недостает, зато пользоваться клавишами переключения коробки передач – одно удовольствие. Композитные тормоза при езде в скоростном режиме просто незаменимы. Вместе с шинами Michelin Pilot Sport размерностью 245/40 ZR18 спереди и 295/35 ZR18 сзади они моментально гасят пыл SLR и всех его “лошадок”, не нарушая стабилизации машины. Причем задний спойлер, работающий как антикрыло, при резком снижении скорости фиксируется под углом 65°, создавая дополнительные аэродинамическое замедление и прижимающую силу на разгруженную в момент торможения заднюю ось. И, естественно, у SLR имеются АВS, ESP и SBC. А куда без них? Прошли те времена, когда, например, некоторые спорткары были лидерами по количеству убиенных владельцев. В поворотах SLR не пугает внезапной потерей сцепления с дорогой, создается впечатление, что все ваши действия под бдительным контролем систем стабилизации независимо от того, отключена ESP или нет. Но на мокром асфальте при комбинированном торможении, то есть коробкой и тормозом при включении пониженной передачи, машина немного “виляет хвостом”, причем без всяких признаков работы ESP. Нет, “электронные помощники” в SLR срабатывают именно тогда, когда это необходимо, максимально оберегая водителя от необдуманных поступков. Получай удовольствие от управления этим фантастическим автомобилем, завороженных взглядов окружающих и радующих глаз пейзажей!
Единственная проблема, с которой мы столкнулись, – местные жители. Только приглядишь живописное место и остановишься, чтобы устроить фотосессию, как тут же собирается толпа любопытных. Понятное дело, машина необычная, но и нам надо свою работу сделать! “А что за машина?” “А сколько стоит?” “А откуда вы?” Прямо бедствие какое-то! Норвежским журналистам местный житель вообще предложил обменять SLR на свой Mercedes W126 и жену в придачу. А когда норвежцы вежливо отказались, из машины вышла жена и, приветливо улыбаясь, спросила: “А может быть, вас интересует мой муж?”
Дни, проведенные в Кейптауне, были насыщенными: брифинги, тесты SLR, а вечером ужин с представителями McLaren и DaimlerChrysler. А в последний день нас ожидало еще одно интереснейшее мероприятие – тесты Mercedes-Benz SLR McLaren на гоночной трассе в Кьялами, неподалеку от Йоханнесбурга.
Гран-при ЮАР
Не так давно Гран-при ЮАР открывал сезон чемпионата мира Формулы-1. Причем ровно десять лет назад призером одного из последних этапов, прошедших в Кьялами, был Айртон Сенна на болиде McLaren. Сегодня McLaren опять будет утюжить эту трассу, правда, не в образе болида Ф-1, а воплощенный в Mercedes-Benz SLR. Каждому из журналистов разрешили проехать три круга, а в наставники дали профессионального пилота, победителя гонок в Ле-Мане англичанина Криса Гудвина. Через минуту-другую мы уже неслись по легендарному треку протяженностью 4,2 км. Особо скоростным его не назовешь. Множество поворотов с перепадами высот, где самый длинный участок трассы – прямая Vodacom Straight (800 м). В конце этого участка при почти выкрученной III передаче спидометр показывает 200 км/ч. Легкое торможение, вход на дугу поворота и полный “газ”. Автомобиль чуть кренится влево, проявляя свою немалую массу, и, прописав правый поворот, устремляется в пологий левый Telkom Curve. Основные нагрузки центробежного ускорения воспринял мой организм. Telkom Curve мы пролетаем полным ходом в один миг. На спидометре 190 км/ч, легкое торможение перед Nashua Corner. SLR быстро замедляется, но торможение происходит очень плавно, автомобиль не рыскает, передок не “клюет”, только лишь мигает на панели приборов индикатор ESP. Мимо проносятся силуэты старого пит-лейна, и мы уже в затяжном правом Good-year Sweep. В повороте SLR демонстрирует великолепный баланс, корректировка траектории особого труда не составляет, и машина взлетает на холм к следующему повороту на скорости под 200 км/ч. Удивительно, но за рулем этого автомобиля ехать очень быстро легко не только профессиональному пилоту, но и обыкновенному водителю. “Мы очень много работали над устойчивостью SLR на больших скоростях и в поворотах, а специалисты Michelin сделали отличные шины. В управлении SLR нет неожиданностей вроде избыточной или недостаточной поворачиваемости, и он не будет вам трепать нервы”, – говорит Крис, и с ним трудно не согласиться. В SLR чувствуются все его почти 1700 кг снаряженной массы, но они не мешают ехать быстро. На заднюю ось приходится примерно 51% массы автомобиля, и в скоростном режиме с резкими замедлениями и затяжными поворотами аэродинамика SLR позволяет сохранить баланс машины близким к идеальному, что положительно сказывается на ее устойчивости и управляемости. Мы быстро пролетаем оставшуюся часть дистанции и возвращаемся на пит-лейн. Вот и закончилось знакомство с Mercedes-Benz SLR McLaren. Впереди нас ждет долгий перелет домой, так что будет время переварить все пережитое за столь короткий срок.
Gran Turismo
Удивляться тому, что SLR станет одной из самых быстрых машин ХXI века, которую можно будет приобрести, не приходится. Двухместный спортивный автомобиль, созданный и собранный в компании McLaren International Ltd. и не только оснащенный великолепным мотором, но и использующий самые последние достижения техники Mercedes, органично соединяет в себе готовность как к агрессивной езде, так и к путешествиям на большие расстояния. “SLR – это результат плодотворной работы лучших специалистов DaimlerChrysler и McLaren”, – говорит представитель McLaren Харальд Макдермотт. Конечно, это вовсе не болид Ф-1 для дорог общего пользования, как его часто представляет пресса. Mercedes-Benz SLR McLaren – автомобиль класса Gran Turismo, в котором воплощены опыт и передовые технологии Ф-1. Покидая его, водитель не будет чувствовать себя выжатым как лимон пилотом болида, а наоборот, станет с нетерпением ждать следующей поездки.
Автомобиль будет производиться в британском городке Уокинге, на родине McLaren, в течение семи лет по 500 экземпляров в год. Некоторые специалисты, ссылаясь на пример McLaren F1, считают, что 3500 автомобилей – это очень много для успешного продвижения модели, цена которой равна стоимости Maybach, и что через год реальная цена SLR будет на 100–120 тыс. евро меньше первоначальной. “Но McLaren – это же не Mercedes, – говорят представители DaimlerChrysler. – У нас мировой брэнд, который представлен едва ли не во всех частях света и который уважают и ценят. Даже если мы сделаем 6500 таких автомобилей и всего лишь 10% наших дилеров будут продавать по одной машине в год, мы будем довольны результатом”. Тем не менее очередь желающих приобрести SLR расписана на три года вперед. Первый автомобиль продан на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 2,1 млн долларов (при стартовой цене 1,5 млн), а все вырученные деньги пойдут в детский фонд. Основные продажи начнутся весной нынешнего года, и у желающих приобрести SiLveR dream еще есть время перечислить депозит в 50 тыс. евро.
Некоторые технические характеристики Mercedes-Benz SLR McLaren (данные производителя) | ||
Габариты, мм | 4656х1908х1261 | |
Снаряженная масса, кг | 1693 | |
База, мм | 2700 | |
Тип двигателя | бензиновый V8 24-клапанный | |
с механическим нагнетателем | ||
Рабочий объем, куб. см | 5439 | |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 626/6500 | |
Макс. момент, Нм/об/мин | 780/3250–5000 | |
Трансмиссия | автоматическая 5-диапазонная | |
Шины спереди/сзади | 245/40 ZR18/295/35 ZR18 | |
Макс. скорость, км/ч | 334 | |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 3,8 | |
Расход топлива, л/100 км | ||
в смешанном цикле | 14,5 | |
Объем бака, л | 97,6 |
Фото Ганса Гюнтера и автора