Великий Рихард Вагнер и предположить не мог, что название его романтической оперы “Летучий голландец” будет столь популярно в автомобильном мире. И хотя нам уже не раз встречались “летучие австрийцы”, “летучие шотландцы” и т.д., “летучий голландец” в образе автомобиля голландского производства – редкий случай. Тем не менее такое прозвище как нельзя лучше подходит спорткару Spyker. Во-первых, этот автомобиль – земляк морского скитальца, во-вторых, его судьба в чем-то схожа с жизнью главного героя знаменитой оперы Вагнера, но, к счастью, не столь трагична, а в-третьих, он действительно летает, правда, не по морским просторам, а по дорогам многих стран мира. А разница лишь в том, что спорткар Spyker сегодня мало известен даже у себя на родине, в Голландии. И это удивительно, ведь компания Spyker ведет свою историю с 1875 г., в ее стенах в свое время по заказу королевской семьи была изготовлена позолоченная карета, а затем и “самодвижущийся экипаж”. А спустя три года мир увидел полноприводной автомобиль. Во время Первой мировой войны Spyker наряду с автомобилями выпускала даже самолеты-истребители, и до 1925 г. мало кто о ней не знал, но потом компания прекратила свое существование. Ненадолго – всего лишь на 75 лет... Дорогу осилит идущий |
|
Действительно, в дизайне автомобиля отражаются традиции компании Spyker начала века, особенно ее авиационное прошлое. Посмотрите на эмблему Spyker, разделенную пропеллером, под которым написаны слова: “Nulla tenaci invia est via” (“Дорогу осилит идущий”), на воздухозаборники, на оригинальные диски колес, “обутые” в покрышки размерностью 235/35 ZR19 спереди и 265/30 ZR19 сзади, а потом загляните в салон, в котором нашла отражение авиационная история фирмы. Для удобства осмотра лучше сесть за руль, но дверь открывается только изнутри, плавно уходя вверх. Оказавшись на моем месте, вы бы тоже наверняка отметили, с какой любовью и изяществом оформлен салон. Это царство качественно выделанной кожи, сверкающего хрома и алюминия, неповторимое сочетание комфорта, спортивности и авиационных “генов” компании. Четыре металлические спицы руля напоминают лопасти пропеллера, а их дизайн перекликается с рисунком спиц колесных дисков. А как вам нравятся сделанные из алюминиевого сплава педали? Сияющий хромом рычаг 6-ступенчатой коробки передач вместе с выведенной наружу длинной тягой (именно такая конструкция была в болидах Формулы-1 70-х годов) дают водителю ощущение спортивности, а множеством тумблеров (я насчитал двенадцать) панель приборов напоминает щиток автоматов защиты электросети в кабине самолета. Вы где-нибудь видели подобное? К этому еще можно добавить тумблер включения/выключения зажигания, прячущийся под красной “крышкой”, – точно такой же, как и у лемановской версии Spyker, а чуть ниже – заветная и ничем не выделяющаяся кнопка запуска двигателя.
Алюминиевая пуля
Главный материал в конструкции Spyker – алюминий. Из него сделаны шасси, кузов, элементы подвески, и поэтому неудивительно, что при выборе двигателя предпочтение было отдано еще одному приверженцу алюминиевых технологий – компании Audi. “Двигатель Audi тоже из алюминия, он легкий и компактный, что немаловажно, – продолжает рассказывать Мартин, пока мы с Гансом ван Реннесом, бывшим гонщиком, ныне отвечающим в Spyker за связи с общественностью, заканчиваем приготовления к тесту. – При его создании используются уникальные современные технологии, что в итоге обеспечивает отличные характеристики. Во время тестов гоночного Spyker мы проехали более 6000 км, и никаких проблем ни с двигателем, ни с коробкой передач не возникло”. Как только Мартин закончил свои пояснения, Ганс, нажав на кнопку, “оживил” двигатель, и под бодрящую мелодию V-образной “восьмерки” объемом 4,2 л мы отправились на испытательный полигон с овальным 1,5-километровым треком, где мой спутник обещал продемонстрировать все способности Spyker.
В небе над треком выписывал фигуры высшего пилотажа “дальний родственник” Spyker – ярко-красный биплан. Нам предстояло, в принципе, то же самое, только роль самолета должен был исполнять спорткар. И вот Spyker, ведомый уверенной рукой ван Реннеса, уже пулей летит по овальному треку, который на ближайшие двадцать минут предоставлен в наше распоряжение. “Spyker – это идеальная комбинация качеств спортивного автомобиля и модели класса “люкс”, – замечает Ганс, пытаясь перекричать шум рассекаемого воздушного потока. Машина четко вписывается в очередной профилированный вираж, и меня вжимает в сиденье. Стрелка тахометра показывает 5000 об/мин (из возможных 7500), V передача, скорость под 250 км/ч, а полуторакилометровый трек кажется не длиннее стометрового и с каждым кругом оказывается все короче и короче. Стрелка спидометра, проградуированного до 340 км/ч, явно не выдержав напряжения, застывает на нуле. Ганс продолжает наращивать скорость на прямых участках и чуть отпускает педаль акселератора перед очередным виражом, в котором меня, словно пилота, выполняющего “мертвую петлю”, опять вжимает в сиденье. Если бы среди многочисленных приборов Spyker был еще и акселерометр, он бы наверняка показал трехкратную перегрузку.
“У этого автомобиля великолепное шасси, имеющее идеальные настройки. Смотри!” – говорит Ганс и в очередном вираже убирает руки с руля автомобиля ценой 215 тыс. евро! Единственное, что греет мне душу в этот момент, – это слова Мартина де Бруни по поводу успешных крэш-тестов. А если серьезно, это любимый трюк всех, кто тестирует машины на таких треках, и ничего удивительного здесь нет. Угол наклона полотна трека рассчитан настолько точно, что позволяет сохранить курсовую устойчивость автомобиля, если, конечно, у него действительно правильно настроено шасси. Но на этом Ганс не успокаивается и начинает разгонять Spyker со скорости 30 км/ч на VI передаче. “Большой крутящий момент двигателя реализуется очень плавно, чем не могут похвастать ни Ferrari, ни Aston Martin”, – говорит он. С ним можно было бы поспорить, если бы не образцовая динамика Spyker: автомобиль, набрав скорость, спустя несколько секунд опять превращается в низко летящую алюминиевую пулю. Причем эта “пуля” массой 1250 кг благодаря дисковым тормозам в считаные мгновения вновь становится автомобилем. Полеты заканчиваются... К сожалению, мне не удалось “прохватить” за рулем Spyker по треку по весьма банальной причине: помощница Ганса ван Реннеса по моей же просьбе уехала на расположенный рядом аэродром, чтобы договориться о фотосессии с пилотом красного биплана, и увезла все мои документы. Но я не очень об этом сожалею, ведь даже будущим владельцам Spyker не часто удастся поездить по трекам с профилированными виражами.
С первого взгляда Spyker может показаться прямо-таки неприступным, особенно тем, кто до этого ездил на 2-тонных седанах и купе. Но с первых же минут движения он становится “своим в доску”. В отличие от многих спорткаров здесь есть АБС, которую можно отключить одним из многочисленных тумблеров, а тем, кто не очень уверен в своих водительских навыках, специалисты Spyker могут установить необходимые системы стабилизации. И хотя мотор чутко реагирует на нажатие педали “газа”, до 4000 об/мин можно чувствовать себя относительно расслабленно. Педаль сцепления Spyker тоже нельзя назвать тренажером для ступни, она работает плавно и не очень тяжелая. Руль, оснащенный гидроусилителем, делает от упора до упора три полных оборота, но информативность управления из-за этого сильно не страдает. Автомобиль отлично слушается руля, как бы оправдывая усилия Мартина де Бруни, стремящегося добиться от Spyker управляемости Lotus Elise. Но настоящую бурю эмоций водитель может испытать при переключении передач с помощью оригинальной кулисы. Передачи включаются четко, и вы постоянно ощущаете всю мощь, на которую способны 400 “лошадок”. При этом ветер треплет волосы, солнце играет на многочисленных хромированных деталях салона, а вы наслаждаетесь скоростью, комфортом и бесконечным потоком эмоций. “Летучий голландец”, в принципе, и создан для этого.
Эксклюзив
Сами голландцы позиционируют Spyker на уровне Rolls-Royce, Bentley, Aston Martin, но только не Ferrari. “Этих “гарцующих жеребцов” стало слишком много. Я только что приехал из Калифорнии, и там их тысячи. Ferrari – это уже не эксклюзивный автомобиль, которым можно кого-то удивить, это просто хорошо “раскрученный” – не без помощи Формулы-1 – бренд”, – высказывает свою точку зрения Ганс ван Реннес. Трудно с ним не согласиться, он по-своему прав, и Spyker действительно можно считать более эксклюзивным автомобилем. Да, двигатель и коробка у него от Audi, но зато в случае необходимости для обслуживания можно обратиться к любому дилеру этой марки. А если к этому добавить высокотехнологичное шасси, оригинальную внешность, стильный дизайн, великолепную управляемость, высокие скоростные показатели, достойный комфорт и заслуживающую уважения историю, то в итоге получается идеальный спорткар для поклонников эксклюзивных автомобилей. Конечно, цена кусается – за такую сумму можно купить самый “навороченный” Bentley. Но Spyker и позиционируется как автомобиль, а вернее, спорткар класса “люкс”, в конструкции которого вы не найдете элементов, например, от Fiat.
Голландцы, подарившие миру не только тюльпаны, но и известных художников, мореплавателей, футболистов, способны создавать и спорткары, и лучший тому пример – “летучий голландец” Spyker.
Некоторые технические характеристики Spyker C8 Spyder (данные производителя) |
||
Габариты, мм |
4185х1880х1080
|
|
База, мм |
2575
|
|
Снаряженная масса, кг |
1250
|
|
Тип двигателя |
бензиновый
|
|
8-цилиндровый 40-клапанный
|
||
Рабочий объем, куб. см |
4172
|
|
Макс. мощность, л.с./об/мин |
400/7000
|
|
Макс. момент, Нм/об/мин |
480/4000
|
|
Трансмиссия |
механическая 6-ступенчатая
|
|
Шины спереди/сзади |
235/35 ZR19/265/30 ZR19
|
|
Макс. скорость, км/ч |
300
|
|
Время разгона 0-100 км, с |
4,5
|
|
Объем бака, л |
75
|
Фото Юрия Воронцова и автора