В конце апреля, в первые по-настоящему теплые дни весны, компания Volkswagen пригласила журналистов в подмосковное Ильинское на открытие очередного сезона Off-road Experience - проекта, в рамках которого демонстрируются возможности двух внедорожников VW - Touareg и Tiguan.
Время для презентации этого мероприятия выбрано идеально - тестовые трассы, проходящие по полям, лесам и оврагам, успели полностью очиститься от снега и хорошенько раскиснуть. А значит, мы были обеспечены тоннами скользкой и липкой грязи, так необходимой для проверки немецкой техники в условиях российского бездорожья.
Подобные испытания на территории России в рамках программы Volkswagen Off-road Experience проводятся уже четвертый год, но раньше в этих мероприятиях участвовали только внедорожники Touаreg. В "новом сезоне" программа мероприятия была расширена - теперь на бездорожье можно проверить и кроссовер Tiguan, который с середины 2008 года собирается на заводе концерна в Калуге.
Однако главным укротителем бездорожья в семействе Volkswagen по прежнему остается Туарег. Ему покоряются и сыпучие склоны, и раскатанные "шишигами" лесные колеи, и речные броды. Для этой модели на полигоне Volkswagen под Ильинским построена настоящая off-road трасса, больше похожая на один из этапов "Ладога-Трофи".
Перед тем, как отправиться форсировать реки и болота, участник программы должен пройти инструктаж и тренировку на несложных искусственных препятствиях. Здесь можно оценить геометрическую проходимость автомобиля и алгоритмы работы "внедорожной" электроники. На этом этапе инструктор объясняет, как правильно пользоваться переключателем режимов трансмиссии, с помощью которого можно задействовать пониженный ряд передач, межосевую блокировку, блокировку заднего дифференциала, а также в каких положениях на бездорожье может и должна находиться пневмоподвеска.
Изучив матчасть, отправляемся штурмовать первые рукотворные препятствия. Но сначала, перед выездом на трассу, инструктор попросил нас включить пониженный ряд трансмиссии. На "первой пониженной" "Туарег" буквально крадется: именно с такой скоростью рекомендуется проходить сложный рельеф, сымитированный на полигоне в Ильинском с помощью расположенных в шахматном порядке бетонных "кочек" и двух наклонных (34-градусных) плоскостей.
Еще одно "тепличное" испытание - это бетонная рампа с 30-градусным подъемом и спуском. По паспорту, "Туарег" может преодолевать и 45-градусные уклоны, но организаторы, видимо, решили не рисковать машинами и здоровьем "курсантов", и дали инструктору возможность объяснить особенности езды по крутым подъемам и спускам на более простом примере.
Главным укротителем бездорожья в семействе VW, по-прежнему, остается Туарег
Главное правило при движении по скользкому уклону - ни в коем случае не двигаться под углом и не маневрировать - ведь в продольном направлении сцепление покрышек с грунтом всегда больше, чем в поперечном. Кроме того, на подъеме важно не допустить проскальзывания колес, поэтому лучше выбрать не "первую пониженную", а вторую передачу, чтобы уменьшить крутящий момент на колесах. И штурмовать склон необходимо с разгона, используя инерцию автомобиля.
После разминки на рукотворных препятствиях, которые были выверены, вычерчены и построены специалистами Volkswagen с учетом индивидуальных особенностей "Туарегов", мы отправились "на волю". Покорять реальное бездорожье, которое, по идее, должно одинаково безжалостно относиться к автомобилям любых марок и моделей. Но можно ли считать эксперимент чистым на сто процентов - сказать сложно. Ведь эту трассу тоже готовили специалисты Volkswagen, и они, безусловно, приложили все усилия, чтобы она была проходимой для тестируемых автомобилей, но при этом выглядела максимально страшно. В рекламе главное - это эмоции.
Свою задачу создатели трассы выполнили на "пять с плюсом" - поездка получилась драматичной. Уже в начале пути наш внедорожник оказался в глубокой, проходящей по низине колее, а по защите двигателя и трансмиссии застучали камни. Но 300-миллиметрового просвета, до которого "разжимается" пневмоподвеска "Туарега", хватило для того, чтобы не посадить машину на "брюхо".
У пневмоподвески "Туарега" есть три режима работы: городской (клиренс 163 миллиметра), режим для бездорожья (240 миллиметров) и максимальный дорожный просвет (300 миллиметров). Правда в последнем, самом "растянутом" положении, подвеска почти не работает на отбой, поэтому данный режим подходит только для неторопливого преодоления серьезных препятствий. По той же причине скорость движения на автомобиле с 300-милиметровым клиренсом ограничена 22 километрами в час - если разогнаться быстрее, то автомобиль сам опустится в промежуточное положение. Мы опустили машину принудительно, с помощью регулятора высоты подвески, расположенного на трансмиссионном тоннеле: сразу после низины последовал крутой подъем, а здесь лишние миллиметры чреваты опрокидыванием.
Благодаря создателям трассы тестовая поездка на "Туареге" получилась очень драматичной
На этом подъеме инструктор продемонстрировал нам, как водителю может помочь система Hill-Starting Assistant. К слову, этот "электронный ассистент" работает и в городе, но по достоинству его можно оценить, лишь оказавшись на мокрой и скользкой глине. Чтобы остановиться на подъеме, достаточно просто отпустить педаль газа - HSA сам затормозит машину и не даст ей скатиться вниз. А потом, при нажатии на акселератор, внедорожник начнет движение вверх плавно, без отката или пробуксовки колес.
Спускаться вниз на Touareg еще проще - необходимо лишь поставить автомобиль прямо, а затем, начав движение, убрать ноги с педалей. Электроника, управляющая приводом акселератора и системами ABS и ESP, сама спустит автомобиль на ровную землю со скоростью пять-шесть километров в час. Но если при спуске коснуться любой педали, то "автопилот" выключится и управлять спуском придется самому. А это, поверьте, непросто: с такой задачей может справиться только специально подготовленный водитель.
Но даже зная о наличии электронных помощников справиться с данным упражнением оказывается непросто. В реальности, когда оказываешься на раскисшем склоне, который круто упирается в дно оврага, передать контроль над автомобилем электронике попросту страшно. Еще страшнее становится, когда машина под хруст ABS начинает стремительно катиться под горку. По ощущениям, пять-шесть километров в час для такого уклона и дорожного покрытия - это слишком быстро. Но немецкие инженеры честно отрабатывают каждый евроцент из своей зарплаты и машина благополучно спускается с горки. Главное - успеть оттормозиться на берегу речки, протекающей по дну оврага - последнее, самое серьезное препятствие, лучше преодолевать не спеша.
Форсирование водного брода на автомобиле стоимостью под два миллиона рублей - это еще одно препятствие, которое может произвести впечатление на водителя, и которое немецкий внедорожник преодолевает играючи. Дно этой речушки было неоднократно проверено, поэтому автомобиль не провалится в яму и не застрянет посреди водоема в глине. Нам даже не пришлось включать блокировки межосевого дифференциала и дифференциала задней оси - инструктор, участвовавший в прокладке этой трассы, сказал, что в этом нет необходимости.
Но даже в такой ситуации стоит помнить о нескольких важных правилах преодоления бродов. Во-первых, не стоит забираться слишком глубоко - максимальная глубина водных препятствий для Touareg не должна превышать 580 миллиметров. При соблюдении этого требования салон не зальет - машина, находясь в русле реки, будет сохранять герметичность как минимум в течение 30 минут.
Во-вторых, надо постараться не создавать большую волну и не заливать капот. В противном случае вода может попасть в воздухозаборник, расположенный за правой фарой, а это грозит гидроударом.
Мы эти правила соблюдали очень старательно, а потому вернулись в расположение лагеря Off-road Experience без потерь.
У маленького VW Tiguan тестовая трасса оказалась проще, чем у "старшего брата" - без купаний и без глубокой колеи. Ведь "Тигуан", все-таки, кроссовер, а не внедорожник. Но поездить по бездорожью на этом автомобиле нам удалось. Как оказалось, несмотря на свое "паркетное" предназначение, настоящие "Тигуаны" грязи не боятся. По крайней мере, если она не очень глубокая - такая, чтобы машине хватило 200 миллиметрового клиренса.
Диагональное вывешивание для этого вседорожника тоже не проблема - противобуксовочная система эффективно притормаживает зависшее в воздухе колесо, передавая крутящий момент на те три, что касаются земли. А машина, тем временем, продолжает штурмовать бетонные "фольксвагеновские" препятствия - как ни в чем не бывало.
Справляться с более серьезным бездорожьем кроссоверу помогает пакет Off-road, который входит в комплектацию Track and Field. Владелец такого "Тигуана" может, нажав кнопку в салоне, активировать "внедорожный" режим управляющей электроники, в котором меняются настройки ESP, ABS и коробки передач, а также уменьшается чувствительность педали газа.
Tiguan не боится ни диагонального вывешивания, ни раскисших проселочных дорог
На скользкой и неровной дороге этот режим действительно работает - без активированного алгоритма Off-Road 140-сильный дизель, который установлен на все тестовые Тигуаны, слишком резко реагирует на акселератор. Ведь на максимальный крутящий момент в 320 Ньютон-метров это двигатель выходит уже при 1750 оборотах в минуту.
Но, несмотря на впечатляющие умения Тигуана, грязь и колея для этого автомобиля все-таки чуждая стихия. Его полному приводу и фирменной легковой управляемости, вкупе с отличной динамикой, можно найти более эффективное применение, чем езда по заболоченным или размытым дождем большакам. Например, путешествия на дальние расстояния по российским дорогам общего пользования, которые по своему состоянию зачастую сравнимы с европейским бездорожьем. Но это уже совсем другая история…
И все равно - внедорожные возможности автомобилей Volkswagen впечатляют, даже несмотря на тщательно подготовленные трассы. Особенно это касается Туарега - даже в стандартной комплектации и на гражданских колесах All-Terrain этот внедорожник сходу справляется с большинством препятствий. К тому же, на счету этой модели есть несколько серьезных экспедиций, в том числе одна кругосветная, и все они закончились благополучно и без крупных поломок.
Но возникает вопрос - зачем Фольксвагену понадобилась машина, которая настолько хорошо приспособлена к бездорожью? Ведь, что в Германии, что в США, настоящую грязь придется поискать. Она, конечно, есть, но лишь в специально отведенных для этого местах, на подготовленных внедорожных трассах. Зачем тогда были нужны лишние траты на подготовку автомобиля к "виртуальным" внедорожным условиям, когда и "гражданские" кроссоверы раскупают, как горячие пирожки?
У нас есть своя версия ответа на этот вопрос. Все просто - Touareg стал первой моделью Volkswagen в этом классе, поэтому немецким инженерам очень хотелось показать, что они тоже умеют делать большие и правильные полноприводные автомобили. И они не виноваты, что в результате из "Туарега" получился вездеход: просто чуточку перестарались.