Если следовать правильному английскому произношению, то название модели следует читать, как «сивик». Итак, Honda Civic. Автомобиль получил свое название отнюдь не за мирное, гражданское предназначение («сivic» можно перевести как «гражданский»). Совсем наоборот, с помощью этой модели Honda в 1972 году пересекла океан и развернула боевые действия на американском континенте, начав массированное наступление на потребительский рынок США. Главной ударной силой японского автопроизводителя был новейший в то время двигатель CVCC (Compound Vortex Combustion Chamber) – единственный, который в полной мере отвечал требованиям только что принятого в Штатах федерального закона о чистом воздухе. Аббревиатура эта в оригинале звучит как «си-ви-си-си», и в начале семидесятых она обладала огромной рыночной ценностью, являясь синонимом экологического прорыва в автомобилестроении. В полном соответствии с законами маркетинга новая марка должна была завоевывать сердца потребителей полученной козырной картой. И она это сделала: Сivic получил свое собственное имя. «Си-ви-си-си», «си-вик» - японские маркетологи явно знали толк в нейролингвистическом программировании!
Первыми были запрограммированы, разумеется, американцы, так как вся мощь удара «гражданской» машины пришлась на рынок США. Продажи Civic росли не по дням, а по часам! Благодаря мотору CVCC, имя первого бестселлера Honda навсегда осталось на скрижалях автоистории: общество автомобильных инженеров SAE внесло Civic в список великих достижений 20 века.
В России первыми о «Цивике» узнали приморцы, которые и исковеркали английское слово на свой лад. Автомобиль считался у местных автолюбителей весьма продвинутым, а у мастеров автосервиса, привыкших за годы советской власти к «Жигулям», – невероятно сложным в ремонте. Именно по этой причине на приморском рынке большей популярностью стала пользоваться Toyota Corolla – прямой конкурент Civic, отличавшийся простотой в техническом обслуживании. Однако «Хонду» быстро оценили спортсмены, и на шоссейно-кольцевых гонках в том же Дальневосточном регионе практически не осталось никаких других машин, способных на равных состязаться с «Цивиком» по верткости и управляемости. А в Японии Civic снискал лавры первой массовой модели Honda, позволившей ей выйти на широкий международный рынок. Машину сразу же украсил титул японского «Автомобиля года». На протяжении более чем 20 лет Civic был самым продаваемым из всего ассортимента автомобилей, выпускаемых под маркой Honda.
Для автолюбителей многих стран «Цивик» стал первой четырехцилиндровой моделью этой фирмы – на большинство рынков до этого момента поставлялись проворные, но двухцилиндровые машины, в которых был неистребим мотоциклетный «дух». Civic первого поколения представлял собой небольшой переднеприводный хэтчбек с двигателями рабочим объемом 1169 - 1488 куб. см и мощностью 54 - 75 л.с. Второе поколение машины вышло в 1979 году, в самый разгар очередного топливного кризиса. А в 1983-м Civic предстал уже целым семейством, состоящим из трехдверного хэтчбека, четырехдверного седана, купе CRX и полноприводного универсала Shuttle. Двигатели автомобилей четвертого поколения (1987 год) получили устройство изменения фаз газораспределения VТЕС. Появление пятого поколения датируется 1991 годом, а черед шестого настал в мае 1995-го – к этому моменту уже более 10 миллионов Civic покинули конвейер завода в городе Сузука. В 1997 году машину начал выпускать европейский филиал компании в британском городе Суиндон. Ну а сегодня выпущено уже более 13 миллионов «Цивиков»!
С начала нынешнего года стартовали продажи уже восьмого поколения этих автомобилей. Honda Motor позиционирует Civic восьмого поколения как "спортивный, эмоциональный, доставляющий радость от вождения" и предупреждает, что намеревается привнести в гольф-класс новые стандарты. Оружием грядущих побед хондовцы провозглашают клиновидный кузов компоновки cab-forward, который отличается пониженным центром тяжести и широкой колеей. Судите сами: по сравнению с предшественником новый Civic стал короче (-35 мм), ниже (-35 мм) и шире (+65 мм), а колея выросла на 34 мм спереди и на 45 мм – сзади. При этом конструкция подвески серьезно изменилась: в отличие от своих предшественников спереди у «Цивика» № 8 стоит МакФерсон, а сзади – полузависимая Н-образная схема. Кто-то назовет это шагом назад. Возможно… Ведь очевидно, что знаменитую управляемость пришлось принести в жертву удешевлению производства. Зато колеса – шестнадцать дюймов в "базе" любой из комплектаций!
Для восьмого Civic, предназначенного для европейского рынка, подготовлены три двигателя. Младший из них – 1.3-литровый i-DSI мощностью 83 л.с. – от модели Jazz. Разгон до 100 км/ч за 14.2 секунды заставит напрочь забыть о каких-либо спортивных амбициях, но позволит производителю удержать стартовую цену машины в рамках разумного. Далее следует серьезный силовой агрегат – новый 1.8-литровый мотор серии i-VTEC мощностью 140 л.с., обеспечивающий 207 км/ч и 8.6 секунды. Однако и стоить такой Civic будет, скорее всего, не намного меньше двухлитрового «Аккорда». Лавры же лидера уготованы версии 2.2 i-CDTi с 140-сильным турбодизелем, выдающим 340 Нм момента на 2000 об/мин. Она разгоняется быстрее всего – за 8.5 секунды, но нашим автолюбителям нужно помнить о том, что в Россию дизельные Хонды официально не поставляются, а если бы и поставлялись, то отпугивали бы потенциальных покупателей ценником.
Хондовцы особо отмечают, что новый «Цивик» станет первым автомобилем Golf-класса, все модификации которого получат шестиступенчатые коробки – механическую и автоматическую. Причем дизельная модификация идет только на «ручке». Еще один предмет гордости – приборная панель оригинальной компоновки Dual Link, при которой важнейшая информация, в том числе – скорость, отображается крупно в верхней части панели, а все прочие данные – в нижней и мелко.
Очевидно, что этот автомобиль потребует грамотной раскрутки. Ведь радикальный стайлинг способен отпугнуть консервативную часть клиентуры, и ее потерю необходимо будет восполнить «вновь обращенными». Непросто придется маркетологам и на втором этапе жизни модели, когда первая волна интереса к необычной машине останется позади. Будет любопытно посмотреть, как Honda, треть продаж которой приходится именно на семейство Civic, справится с этими задачами.