После успешного завершения переговоров по поводу вступления России во Всемирную торговую организацию глава МЭРТ РФ Герман Греф приоткрыл завесу над будущим российского автопрома. В своем интервью он заявил, что у российского автопрома осталось 7 лет на то, чтобы научиться делать собственные автомобили на мировом уровне.
В течение этих семи лет пошлины на иномарки будут снижаться, и в конце концов новые автомобили подешевеют на 10-12%. Единственный путь развития для России – это сборка, или, если хотите, производство современных моделей иностранных компаний. В итоге к концу семилетнего срока Россия должна сама обеспечить потребность своих граждан в новых автомобилях. То есть прогнозируемый экспертами к 2015 году рост количества продаваемых автомобилей до 2,5 миллионов в год должен полностью покрываться автомобилями, произведенными в нашей стране.
Герман Греф также не скрывает, что приоритетные модели для производства в России – это недорогие массовые модели. В частности, только что достигнута договоренность с FIAT о перспективах выпуска в России автомобиля ценой 9000 долларов, то есть не дороже, чем массовые модели автогиганта ВАЗа. Но вот где будет выпускаться этот FIAT, на каком заводе и какая это будет модель, абсолютно непонятно.
Слова главы Минэкономразвития не могут впустую сотрясать воздух. Герман Греф причастен, наверное, ко всем автомобильным проектам, стартующим в России в последние годы. В июле этого года Герман Греф подписал в Петербурге соглашения о строительстве завода по производству автомобилей японской компании Nissan. Минэкономразвития ведет переговоры еще с пятью автоконцернами. Ранее в этом году аналогичные соглашения были подписаны с германской компанией Volkswagen, американской General Motors, ожидается подписание соглашения с французским концерном PSA (Peugeot, Citroen).
Компания “Северсталь-Авто” уже отхватила свою часть итальянского пирога и совсем недавно начала выпуск FIAT Albea стоимостью от $12 000. В скором времени начнется сборка грузопассажирского FIAT Doblo, цену на который при всем желании не уложить в заветную цифру $9000. Возможно, что под эту неизвестную и заманчиво дешевую модель FIAT’a “Северсталь” отдаст площади своего Ульяновского завода, загруженного менее чем наполовину устаревшими УАЗиками для армии и настоящими российскими внедорожниками UAZ Patriot. Последние с легкостью возьмут наскоком жуткие буераки и с такой же легкостью доведут своего водителя до белого коления ужасными шумом, лязгом и тряской.
Несколько лет назад глава автомобильного холдинга “РусПромАвто” Олег Дерипаска попытался было привлечь на Горьковский автомобильный завод все тот же итальянский FIAT, однако компания “Нижегород Моторс”, которая планировала начать серийное производство легковых итальянских автомобилей, юридически существует с января 1998 года, но так не функционирует. Вряд ли сейчас мы наблюдаем новую попытку ГАЗа получить иностранного партнера. ГАЗ недавно приобрел в США завод по производству Chrysler и весьма доволен этим, заканчивая доставку оборудования в Нижний Новгород и предвкушая скорый пуск нового производства.
Вряд ли счастливчиком по сборке народного FIAT станет и площадка в Калининграде. “Автотор” мечется от одного иностранного партнера к другому, пытаясь угодить сразу всем, и в результате не рассматривается всерьез никем, кроме китайцев. Впрочем, проект по массовой сборке китайских Chery тоже буксует.
Остается многострадальный АвтоВАЗ. Классика АвтоВАЗа давно требует замены, и освободившихся от классики мощностей и территории хватит на производство нескольких сот тысяч FIAT'ов в год. АвтоВАз давно просит помощи у правительства. К тому же у итальянцев давние связи с Волжским автозаводом. Весь город-завод был назван в честь лидера итальянских коммунистов, а первые, собранные под руководством итальянских инструкторов образцы ВАЗ-2101 бегают до сих пор и считаются эталоном качества тольяттинских машин.
Осилить собственный отдельный завод на территории России итальянцам, пожалуй, сложновато. Компания едва оправляется от жуткого кризиса и развода с GM. Вкладывать гигантские деньги в абсолютно новый завод или в модель, специально рассчитанную на российский рынок, FIAT вряд ли способен. Поэтому следует ожидать еще одно СП.
С моделью для России, которую можно будет продавать за 9000 долларов, вообще ничего не ясно. FIAT Albea уже стоит 12 000 и подешеветь сразу на 25% вряд ли сможет. Другой дешевой модели у FIAT пока нет, кроме запускаемого в 2007 году нового FIAT 500. Крохотный FIAT – наследник легендарной модели, о которой фанаты говорят, что она поставила итальянцев на четыре колеса. Впервые FIAT 500 увидел свет в 1957 году. В переводе на сегодняшние деньги стоимость одной малолитражки составляла всего 225 евро. В кредит FIAT 500 мог позволить себе купить каждый работающий итальянец. За два десятилетия FIAT выпустил 5 миллионов машин 500-й модели. В первом квартале нынешнего года FIAT впервые за последнее время получил прибыль, и выход концерна из кризиса связан с надеждами на успех новой модели FIAT 500.
Возможно, что именно эта модель должна, как и много лет назад, стать самым доступным автомобилем, только теперь уже в России. Увы, но столь маленький автомобиль, да еще напоминающий “позор нации” – 965-й “горбатый” запорожец, – несмотря на все свои превосходные качества и дизайн обречен стать в России экзотическим транспортным средством даже за “скромную” цену.
Скорее, FIAT выпустит в России некую новую модель, рассчитанную на все развивающиеся рынки Южной Америки, Юго-Восточной Азии (Китай) и России, за счет которых итальянская компания и собирается вставать на ноги. У итальянцев есть наработки в этой области, например FIAT Ecobasic – концепт-кар 2000 года. В более приземленном виде, но с сохранением своих универсальных возможностей этот автомобиль мог бы стать по-настоящему народным. К сожалению, смелость компоновки и широкая функциональность пасуют перед консерватизмом покупателей. Поэтому, скорее всего, новой моделью станет просто следующее поколение семейства Palio/Albea, еще более простое, из дешевых материалов – переработок вторсырья и с серым дизайном, главная задача которого – не напугать среднестатистического бразильца, китайца или русского.