Alfa Romeo Spider
После последней модернизации автомобиль смотрится великолепно: бесподобное сочетание выпуклых поверхностей и подчеркнутых граней делает его оригинальным и гармоничным
Нынешнему поколению Spider уже десятый год пошел, правда, полгода назад автомобиль перенес косметическую модернизацию. Современный Spider вместе с модификацией (GTV) появился в 1994 году и ознаменовал собой довольно серьезные изменения в модельной политике фирмы «Alfa Romeo». Во-первых, это отказ от унификации платформ и агрегатов с моделями материнского концерна «Fiat». Во-вторых, это возврат от господствовавшего около 20 лет рублено-угловатого стиля к округло-выпуклому. Причем в отличие от последующих моделей дизайн Spider и GTV был разработан фирмой «Pininfarina», а не Центром стиля «Alfa Romeo». Переднеприводная платформа Spider/GTV не имеет ничего общего не только с автомобилями Fiat, но и с другими моделями Alfa Romeo. Выбор силовых агрегатов не особенно велик — либо рядная «четверка» (2,0 л — 150/165 л.с.) с пятиступенчатой механической КП, либо V-образная «шестерка» (3,0/3,2 л — 218/240 л.с.).
Редкая птица
Честно говоря, тест Alfa Romeo Spider мы затеяли, желая лишний раз полюбоваться красивым автомобилем в спокойной, можно сказать, интимной обстановке. Но не только — была и не столь романтическая причина. Дело в том, что, «откатав» целый ряд кабриолетов, от Peugeot 206CC до Jaguar XKR, мы убедились: далеко не все одинаково безболезненно перенесли операцию по ампутации верхней части несущего кузова. Неизбежное снижение жесткости кузова порождает вибрации и уменьшает точность рулевого управления, не говоря уже о скрипах кузовной арматуры. Мы сознательно опускаем вопрос уменьшения долговечности, поскольку ее зависимость от жесткости кузова далеко не однозначна.
Несмотря на недостаточную жесткость кузова, автомобиль стабилен на прямой и весьма точно пишет крутые повороты
Очевидно одно: при создании кабриолета на базе автомобиля с закрытым кузовом приходится усиливать его основание, недаром открытые модификации тяжелее базовых седанов или купе на 80 — 200 кг. Единственное исключение из этого правила — Alfa Romeo Spider, который весит ровно столько же, сколько купе GTV. Понятно, что основание было усилено, но только за счет экономии веса мягкой крыши без сервоприводов, меньшей поверхности остекления (заднее окно Spider из прозрачной пленки) и отсутствующих задних сидений. Наскрести на всем этом даже 50 кг проблематично. Конечно, было бы показательно провести парный тест — Spider против GTV, но спортивный Alfa Romeo в наших краях редкая птица, и мы были рады возможности опробовать модернизированный Spider хотя бы в одиночку. Автомобиль оказался недешев — $43 тыс., и это в двухлитровом варианте, с кондиционером, двумя подушками безопасности и литыми колесами, даже без радио. Видимо, дилеры и не рассчитывают продать более нескольких штук за год.
Благодаря своей внешности предыдущая модель продержалась в производстве 28 лет
Spider и до модернизации был очень красив, и, увидев первые его снимки в новом обличье, мы были разочарованы: показалось, что передняя часть потеряла лаконичность, став излишне агрессивной. Но не доверяйте фотографиям, реальный автомобиль лишь посвежел «лицом», не растеряв ни оригинальности, ни гармоничности. Кроме передка, практически ничего не изменилось — все тот же неповторимый клиновидный профиль, то же бесподобное сочетание выпуклых поверхностей и подчеркнутых граней. Этим автомобилем, как произведением искусства, можно наслаждаться созерцательно. И, как настоящее произведение искусства, Spider не похож на все, что было до него и будет после.
Минимизация объема
Дизайн интерьера тоже хорош, но восторгов, подобно внешности, не вызывает. Внутри все оформлено в характерном для Alfa Romeo спортивном стиле — круглые приборы, упрятанные в глубокие стаканы, круглые же дефлекторы вентиляции и выступающий козырек над комбинацией основных приборов. Передняя панель интерьера прорисована очень выразительно и в то же время логично, без споров с эргономикой. Претензии могут вызвать грубоватые зазоры между элементами отделки, а также вкрапления откровенно недорогих пластмасс. Эти недостатки особенно заметны на кожухе правой подушки безопасности. Для сравнения: выполненные в том же духе интерьеры более поздних Alfa Romeo 156 и 147 производят впечатление лучшего качества изготовления.
Водительское сиденье красиво и удобно, но боковая поддержка рассчитана только на людей с широкой спиной
Посадка водителя по-спортивному низкая, но, несмотря на две регулировки рулевой колонки, страдает «итальянским синдромом», хорошо известным у нас по вазовской «классике»: руль сильно сдвинут вперед, что удобно только длинноруким и коротконогим. Спортивные сиденья и смотрятся хорошо, и удобны, но боковая поддержка рассчитана только на людей с широкой спиной. Вместо задних сидений — полка для поклажи, что актуально, поскольку основной багажник, мягко говоря, маловат — 155 л без запаски (с ремкомплектом) и 110 с оной. Причем запаска устанавливается поперек багажника вертикально, так что для крупных сумок место есть только в салоне. Spider своего рода рекордсмен по минимизации объема багажника.
Настоящий «итальянец»
Двухлитровый 150-сильный мотор обладает отличной тягой и возбуждающим голосом
От двухлитрового 150-сильного мотора особой прыти и не ждешь, но это настоящая Alfa Romeo с отличной тягой и возбуждающим «голосом». Недостаток крутящего момента ощущается только в самом низу диапазона оборотов. Забираясь вверх по характеристике, двигатель прогрессивно наращивает отдачу и где-то на 3700 об/мин превращает ее в азартный подхват, не прекращающийся вплоть до отсечки на 7000 об/мин. Используя верхние «регистры», можно потягаться и с более мощными аналогами. А как этот мотор «поет» при активном разгоне? Приглушенно, с чуть заметной хрипотцой и без малейшей резкости.
Кстати, о шуме: уже после 80 км/ч начинает главенствовать его аэродинамическая составляющая, даже с поднятым верхом. При сложенной крыше шум, естественно, усиливается, а по салону начинает погуливать ветерок. Однако с дальнейшим набором скорости и шум, и ветер усиливаются медленно. Так что и на 170 км/ч при опущенном верхе, но с поднятыми боковыми стеклами можно переговариваться, не особенно повышая голос. Крыша поднимается и складывается вручную, но для этого не требуется ни повышенных усилий, ни особой сноровки.
Родовая болезнь
Объем багажного отделения, мягко говоря, маловат — всего 155 л при отсутствии запаски. Если же установить запасное колесо, то места останется только для двух авосек
Теперь об основной «болячке» кабриолетов — невысокой жесткости кузова. Легче всего ее можно прочувствовать, двигаясь со скоростью 60—70 км/ч по неровно залатанному асфальту. О недостатке жесткости сигнализируют поскрипывания обивок салона и низкочастотные вибрации, проходящие по полу, рулевой колонке и рамке лобового стекла. Но главное — это трудно объяснимое ощущение податливости кузова, воспринимаемое буквально спиной. Весь этот негатив в Alfa Romeo Spider присутствует, хотя и не в слишком сильной степени — видали и похуже.
Точен и стабилен
Место задних сидений занимает вместительный бокс, который запирается на ключ. Учитывая небольшой объем основного багажника, вещь, несомненно, нужная
Жесткость кузова неизбежно сказывается на управляемости, доводка которой на кабриолетах особенно сложна. Упрощенно говоря, эластичность кузова необходимо, хотя бы отчасти, компенсировать кинематикой подвески. В случае со Spider это было сделано весьма удачно: несмотря на не особо жесткий кузов и очень острый руль (2,2 оборота от упора до упора), автомобиль стабилен на прямой с далеко не идеальным покрытием даже на провокационно высоких скоростях. Да и в крутых поворотах он весьма точно отслеживает заданную траекторию, лишь слегка сбиваясь с курса на неровностях. К тому же руль достаточно информативен. И все же, вспоминая испытания GTV, можем отметить, что купе было точнее и собраннее в поворотах.
Среди кабриолетов примером отличной управляемости может служить открытый BMW 330Ci. Зато, если управляемость Spider можно оценить как приемлемую, то плавность хода по меньшей мере хорошая для спортивного автомобиля, чего мы никак не ожидали. Энергоемкая и комфортабельная подвеска позволяет «стегать» по второстепенным дорожкам, особо не опасаясь пробоев.
Проведенная чуть более полугода назад модернизация практически не затронула заднюю часть автомобиля
Это, конечно, не лимузин, но и ни в коем случае не «табуретка».
Да, пример Alfa Romeo Spider еще и еще раз убеждает в силе красоты. Одна только внешность этого автомобиля будет вас радовать каждое утро и снимать накопившийся стресс каждый вечер. А как приятно собственноручно вымыть его в выходной день! К тому же и в управлении Spider способен доставить удовольствие. Кроме всего прочего, Audi TT, Mercedes SLK и BMW Z4 уже примелькались на столичных улицах, а Spider остается эксклюзивом, буквально пронизанным латинским духом и при этом не дороже, чем немецкие конкуренты.
Складывание мягкого верха происходит вручную, что, впрочем, не требует особых навыков и больших усилий. Главное — во время проведения операции не перепутать нужную последовательность действий,
и тогда перевоплощение в кабриолет займет не больше времени, чем превращение элегантных брюк в не менее элегантные шорты
Конкуренты
BMW Z4 2,5
Новейший и относительно популярный в России баварский родстер. Имеет очень жесткий для открытого автомобиля кузов. Выпускается только с моторами большого рабочего объема и соответственно дороже. Обладает отличными ездовыми свойствами. Некоторые споры возникают вокруг дизайна автомобиля.
Mercedes-Benz SLK 200K
Несмотря на семилетний возраст, пользуется относительно неплохим спросом на российском рынке. Не очень спортивен в управлении. Отличается складным жестким верхом и мало стареющей внешностью. В соответствии с эмблемой немного дороже своих менее именитых аналогов.
Audi TT Roadster
Пользуется хорошим для спортивного автомобиля спросом в России, правда, в основном с закрытым кузовом купе. Выпускается как в переднеприводном, так и в полноприводном вариантах. Выразительный дизайн, но в немецком, а не в итальянском стиле. Находится примерно в одной ценовой группе со Spider.