|
Акт первый
Все начинается довольно банально. В своей самой обыденной ипостаси - 3-дверный хэтч-бек - Pluriel почти не отличается в использовании от остальных моделей этого класса. Как и у "донора" С3, в передней части машины исключительно просторно, очень высокая линия крыши и большая для этого класса ширина позволяют вольготно разместиться пассажирам любого роста и комплекции. Но гораздо интереснее, что и задние сиденьица, вид которых не вызывает особого желания на них расположиться, оказываются на удивление удобными. Пространства по бокам и над головой достаточно, а благодаря ширине дверей открывается вполне сносный доступ назад. То есть C3 Pluriel реально может с приемлемым комфортом перевозить четырех человек ростом выше среднего. Правда, в багажник поместится лишь пара-тройка крупных дорожных сумок, но все равно он ощутимо больше, чем в среднем у моделей этого сегмента. До 140 км/ч закрытый Pluriel вполне комфортабелен и езда ничуть не напрягает: уровень аэродинамических шумов весьма сдержанный, устойчивость хорошая. Но после этого рубежа каждые новые 10 км/ч делают жизнь "на борту" все более невыносимой. На скорости 180 км/ч (а мы, набравшись смелости, ради эксперимента разгонялись почти до 200 км/ч!) брезентовый верх издает оглушительные хлопки и сильно вибрирует, из-за массивных стоек-дуг шум воздушного потока превращается в душераздирающий стон, и кажется, будто машина сейчас развалится. Да и высокий кузов начинает угрожающе раскачиваться. Вот в этом между нашим "трансформером" и стандартным С3 разница огромная. Нет, большие скорости на автобане явно не конек нашего героя.
Акт второй
Подавляющее большинство среднестатистических владельцев маленьких хэтчбеков были бы вполне удовлетворены первой "формой существования" C3 Pluriel. Но владелец такой авангардной машины - это неугомонный энтузиаст, которому возня с "чудесами техники" доставляет особое удовольствие. У таких людей желание начать волшебные превращения диковинного автомобиля возникает незамедлительно. Нет ничего проще: поворот тумблера в торце лобового стекла, и брезентовая крыша начинает постепенно съезжать по полозьям дуг назад. В этом процессе есть несколько промежуточных ступеней, вплоть до полного "отъезда" к заднему стеклу. Таким образом, получается кузов типа ландо. Над ездоками ослепительное голубое небо, но... вибрации и рев воздушного потока сразу же заставят снизить скорость до 50-60 км/ч. Однако и при такой скорости пассажирам достается изрядно. Даже истовым поклонникам кабриолетов, которые ездят без крыши при любой возможности, вариант ландо не понравится.
Акт третий
C3 Pluriel позиционирован как автомобиль для людей со спортивным духом. И активные физические упражнения гарантированы с третьей "степенью свободы" автомобиля. Для получения из ландо кузова тарга нужно потратить минут десять и сотни килокалорий. Сначала следует полностью убрать мягкий верх назад таким образом, чтобы вместе с задним стеклом получилась единая "кассета", а затем открыть борт багажника и, разумеется, полностью выгрузить его содержимое, тогда под днищем кофра обнаружится большое углубление. Вот в него-то, демонстрируя чудеса кинематики, на хитроумных шарнирах убирается брезентовая крыша со стеклом. Процесс, не будем скрывать, очень трудоемкий, причем он может сопровождаться мелкими "производственными" травмами, поскольку требует немалой сноровки и физической силы... Затем следует загрузить поклажу обратно в багажник, и вот перед вами C3 Pluriel в образе тарга. При этом совершать поездки на машине не рекомендуется - по злой воле "колдуньи" аэродинамики движение с опущенными стеклами и без верха при наличии продольных дуг крыши провоцирует ужасные завихрения воздушного потока даже на самой минимальной скорости. Нет сомнений, что эта вариация была задумана исключительно для формального увеличения числа вариантов кузова - никакого смысла в ее существовании нет, а процесс трансформации самый неприятный, и мы даже посчитали таргу "подвидом" описанного выше ландо.
Акт четвертый
В полноценности четвертого варианта С3 Pluriel сомневаться нет причин, хотя трансформация в кабриолет дается владельцу прямо-таки с боем и здесь приходится проявлять настоящий героизм! И вот в этом-то превращении кроется не только главный подвох модели, но, как оказалось, ее же квинтэссенция и источник особого обаяния. Сейчас нам предстоит буквально... разобрать свой автомобиль. Отщелкнуть два замка, удерживающие дуги спереди, не проблема. Затем надо снова разгрузить багажник и совершить несложные, но достаточно хитроумные манипуляции с ручками-фиксаторами. После этого берете сначала одну дугу крыши, потом другую и уносите их куда-нибудь. Все это, с одной стороны, выглядит нелепо, а с другой - вызывает любопытство у окружающих. По крайней мере, поглазеть на чудаков, "разламывающих" собственный автомобиль, подтягивались десятки лыжников с тех склонов, откуда было видно это "представление". И действительно, неподготовленному зрителю кажется, что это процесс разборки автомобиля! Разумеется, главный вопрос в том, насколько тяжелы дуги. В таком спортивном окружении неудобно жаловаться, тем более что горнолыжники смотрят с восторгом на "зодчих", сооружающих себе кабриолет. Но тем не менее напрягаться приходится никак не меньше, чем экстремалам-сноубордистам с "красного" спуска по соседству. Каждая дуга весит 16 кг, что немало, а учитывая их крайне неудобную форму и необходимость высоко поднимать и удерживать предмет, тренировка получается что надо. Для хрупкой дамы (а, по прогнозам, машина придется по вкусу женской аудитории) один лишь "подход" к "тренажеру" под названием C3 Pluriel заменит сеанс в фитнес-центре. Или же, как кокетливо намекают представители компании, с этим авто у мадемуазель всегда будет беспроигрышный повод познакомиться с мужчиной, попросив его помочь преобразовать Pluriel в кабриолет или обратно! Кстати, для этих дуг, которые инженеры назвали "арками", не предусмотрено никакого отсека в самой машине! Идея создателей такова, что детали нужно оставлять, например, в гараже, а это значит, что вы отправляетесь в путь без всякой надежды обрести крышу над головой в случае дождя - убранный в багажник брезентовый верх без дуг совершенно бесполезен.
В горах на высоте 2500 м дождь в марте нам явно не грозил, в "меню" были снегопад и леденящий ветер. Поэтому мы поначалу оставили наши дуги на подставке для горных лыж, а сами решили опробовать C3 Pluriel в варианте кабриолет. И оказалось, что это самый приятный и гармоничный способ существования этого автомобиля. Аэродинамика, которая нещадно наказывала ездоков в вариантах ландо и тарга, в этот раз выступила в роли доброй феи. Без дуг и со всеми опущенными стеклами салон почти полностью защищен от сколько-нибудь ощутимого воздействия воздушных потоков. Даже поднимаясь на перевалы и двигаясь на высокой, до 120 км/ч, скорости мы не испытывали ни дискомфорта, ни холода, а включенная поначалу печка вскоре была отключена. Лобовое стекло и очень высокая подоконная линия обеспечивают защиту от воздушных завихрений - кажется, что со всех сторон стоят невидимые прозрачные щиты. И даже на задних сиденьях не дует! Признаться, нам не приходилось встречать кабриолет, в котором бы при опущенных боковых стеклах на большой скорости у пассажиров не шелохнулся ни один волосок на голове.
Если бы кабриолет C3 Plu-riel имел хотя бы обычную убирающуюся брезентовую крышу, как у самых дешевых родстеров, он мог бы стать хитом продаж, главное, чтобы "накидку" можно было возить с собой. А если бы здесь была столь популярная нынче жесткая убирающаяся крыша... Доступный по цене 4-местный кабриолет, столь привлекательный внешне?! Но вспомните "дальнюю родственницу" по концерну - 206 CC, и вам станет ясно, что Pluriel не имел права быть "разумным и логичным" автомобилем, чтобы, не дай Бог, ее не потревожить! Жаль. Хотя, конечно, простоту управления процессом установки/складывания крыши нажатием кнопки в салоне никак нельзя сравнить с артистичностью героических действий, которые нужно совершить, чтобы произвести то же самое с C3 Pluriel. На Западе есть немало оригиналов, которые не ищут простых решений и предпочитают делать все не так, как другие, - вот им "тренажер-трансформер" Citroen наверняка придется по душе!
Акт пятый
Нет, это пока не финал, ведь остается еще один вариант. По сравнению с двумя предыдущими трансформациями превратить C3 Pluriel в пикап совсем несложно: задние сиденья складываются и образуют ровную площадку, а борт откидывается, увеличивая общую длину грузовой платформы до 1180 мм. Последнее перевоплощение впечатляет: малыш C3 Pluriel начинает напоминать залихватский грузовичок. И даже не верится, что в этом, как кажется, крошечном кузове, можно перевезти такой объем груза. Именно объем, но никак не массу! Допустимая нагрузка не превышает 350 кг, а на задний борт вообще нельзя класть более 100 кг. Для перевозки громоздкого, но сравнительно легкого спортивного снаряжения этот пикап подходит просто замечательно.
Вот и вся "инструкция по применению". Конечно, все эти трансформации не могут сделать машину идеальной, но, по крайней мере, очевидно одно: C3 Pluriel совершенно неординарный экземпляр. А какой еще недорогой маленький автомобиль способен заставить так долго о себе рассказывать и вызывать такое любопытство?! Правда, перспектива не радует: для того чтобы "собрать" машину, придется проделать все эти операции в обратном порядке... Но когда C3 Pluriel снова "в сборе" и возвращен к своему "агрегатному состоянию № 1", жесткость кузова становится вполне удовлетворительной и можно проверить, чего он стоит на горных серпантинах. Поведение шасси подкупает сразу. ESP пока редкость на машинах этого класса, но на C3 Pluriel она есть, да еще и блестяще настроена. В самых крутых поворотах электроника просто "уничтожает" недостаточную поворачиваемость. В то же время ESP пресекает попытки заноса в доли секунды, пустить машину в занос сложно. Наличие такой замечательной даже по меркам современного седана версии ESP здесь восхищает. Одно "но": делая езду максимально безопасной, система все же заметно снижает общий темп прохождения поворотов. Если ESP отключить, сразу же проявляется сильная недостаточная поворачиваемость, однако с ней можно бороться за счет поздних торможений, в этом случае более живое поведение задней оси позволяет вывести машину на нужную траекторию. Без ESP езда становится, конечно, более сложной и техничной, но зато и более увлекательной и быстрой.
Настройка шасси также выше всех похвал. Подвеска довольно мягкая, и машинка "скачет" по неровностям горных дорог так, будто движется по ковровой дорожке: вибрации почти не доходят до пассажиров. Крены при этом хоть и заметные, но не угрожающие и не портят впечатления. Самый мощный из предусмотренных для модели моторов - 1,6-литровая "четверка" мощностью 110 л.с. Она довольно "агрессивна", но беда в отсутствии тяги на малых и средних оборотах: до 3000 об/мин от двигателя бесполезно ждать хоть какого-то сносного ускорения. Даже на низших передачах неприятно выходить на обгон по встречной полосе, когда на тахометре менее 4000 об/мин - кажется, проходит вечность, прежде чем машина начинает разгоняться. Зато в диапазоне 4500-6000 об/мин моторчик очень неплох, и если его динамику нельзя назвать спортивной, то уж энергичной можно точно. Для модели массой 1100 кг его вполне достаточно. Кроме того, двигатель исключительно "голосистый" - при разгоне его слышно на всю округу. Услышав этот грозный звук, можно даже подумать, что разгон до 100 км/ч занимает не 11,6 с, а вдвое меньше. "Выкручивать" мотор до высоких оборотов приходится постоянно, и это, как ни странно, приятно. По-настоящему спортивная езда доводит средний расход топлива до 16-18 л на 100 км, и поэтому большой автономности 45-литровый бак обеспечить не может. К тормозам претензий нет, правда, АБС срабатывает рановато.
Особый интерес вызывает так называемая "роботизированная" трансмиссия Senso Drive - механическая коробка с автоматическим сцеплением. При движении в городских пробках на небольших скоростях идеально подходит полностью автоматический режим. Но стоит оставить режим "Auto" и после выезда из города, как проявляется откровенное "тугодумие" коробки: то она упорно не хочет переключаться "вниз" при резком нажатии на педаль "газа", оставаясь на высшей, V передаче, то внезапно при разгоне слишком долго остается на II или III передаче, вынуждая мотор напряженно работать. Но, к счастью, ничто не мешает перейти в режим ручного переключения: сверкающие рычажки на рулевой колонке удобны и почти такие же, как на моделях Ferrari! Щелкая ими, передачи можно переключать "вверх" и "вниз". Приятное решение для пилота-энтузиаста, хотя женщинам, выбирающим эту модель, вероятно, больше подошел бы классический "автомат".
В общем, C3 Pluriel очень неплохо подходит не только для вальяжного круиза, но и для лихой езды по головокружительным горным трассам. Традиции французской школы компактных "горячих" хэтчбеков воплощены в автомобиле в такой степени, в какой позволяла специфика не слишком жесткого открытого кузова. Кстати, со снятыми дугами управляемость машины очень заметно ухудшается - четкость реакций шасси сильно притупляется... Тем не менее мы для себя сделали вывод, что в актив "трансформера" в качестве "пятой с половиной" версии можно было бы добавить "горячий" хэтчбек.
Финал
В чем-то ужасно непрактичный, в чем-то абсолютно непродуманный, C3 Pluriel в некоторых других аспектах - само совершенство и качество, несмотря на свою цену. Этот настоящий клубок парадоксов и контрастов в целом вызывает уважение и большую симпатию, хотя оба этих искренних чувства совсем не обязательно перерастают в желание стать владельцем "трансформера". В Европе топ-вариант C3 Pluriel с 1,6-литровым мотором стоит около 20 тыс. евро - примерно на 3000-5000 евро дороже, чем аналогичный хэтчбек с обычным "монотипным" кузовом. Компания пока не может точно определить, сколько этих гибридных "карапузов" можно продавать ежегодно, но больших надежд не питает и порадуется, даже если будет куплена пара десятков тысяч штук. Пока C3 Pluriel приобретают в основном модницы-горожанки, которым прежде всего нравится его забавный дизайн, а трансформации кузова для них не главное. Причем "трансформер" пришелся по вкусу как раз весьма обеспеченным людям, не относящимся к числу традиционных клиентов для марки Citroen. Их развитая фантазия и тонкий вкус позволяют оценить и поддержать смелый проект "двойного шеврона". А основная категория покупателей компактных хэтчбеков (в том числе и молодежь, вкусам которой старались угодить!) не хочет ничего, кроме базовой модели за минимальную цену, и платить "надбавку" за скрытые таланты не готова. Интересно, что именно новых богатых владельцев C3 Pluriel, купивших себе эту модель в качестве забавной игрушки, больше всего интересует, когда же фирма все-таки рискнет "шагнуть вверх" и выпустить модель бизнес-класса Citroen С6. По их словам, возможно, они поменяли бы на нее свой BMW 5-й серии или Mercedes-Benz Е-класса...
Кстати, компания все же приняла решение поставлять C3 Pluriel и в Россию. Предполагается, что он послужит имиджевым инструментом для привлечения внимания покупателей из "высшего света"! Автомобиль-сувенир, очередная потешная вещица для развлечения, "прикольная штучка" в одном гараже рядом с BMW Х5 или Mercedes S-класса. Революционный "трансформер" пытается оправдать определение "абракадабра" и в маркетинговом смысле - соблазняет тех, на кого меньше всего был рассчитан!
Фото автора