Производители снегоходов все чаще обращаются к мотоидеям и мототехнологиям. Yamaha в этом деле особенно преуспела, пример – модель Phazer FX, которая имеет много общего с кроссовой двухколесной техникой компании. |
Раньше снегоходы и мотоциклы походили друг на друга только классификацией. И те и другие подразделялись на туристические, спортивные, классические утилитарные. Но как только призрак Евро (речь идет об экологических нормах, а не о валюте) пошел бродить по Европе, пришлось отказаться от двухтактных моторов (их ставили на 90% снегоходов) в пользу четырехтактников. Таким гигантам снегоходной индустрии, как Polaris, Arctic Cat и Bombardier, пришлось лихорадочно разрабатывать новые двигатели, Yamaha же, всегда имевшая под рукой мотопроизводство, тотчас этим воспользовалась и ощутимо вырвалась вперед. Буквально за год компания сумела подготовить новое семейство спортивных снегоходов Phazer, которые объединены основательно переработанным силовым агрегатом от знаменитого кроссового мотоцикла YZ250. Вообще, одноцилиндровые моторы серии YZ (как 250-, так и 450-кубовые) – агрегаты выдающиеся, если не сказать легендарные. Они превосходно зарекомендовали себя в шасси спортивных кроссовых мотоциклов и отличаются серьезной мощностью, компактными размерами, надежностью и скромным весом. Именно эти качества натолкнули конструкторов на мысль использовать их в спортивных четырехколесниках (ATV). Дальше – больше: было решено после некоторых специфических доработок имплантировать моторы YZ сноумобилям. Впрочем, «доработки» – это скромно сказано. Конструкторов совершенно не устраивал тот факт, что они одноцилиндровые. Даже обладая высокой удельной мощностью, эти агрегаты не в состоянии были как следует тягать солидную снегоходную тушу. Поэтому из двух одноцилиндровых моторов от YZ250 сделали двухцилиндровый и назвали его Genesis 80. Индекс сообщает о количестве лошадиных сил. Облегченные коленвал и клапаны улучшили отклик на открытие «газа» и позволили крутить двигатель аж до 11 250 об/мин. В системе питания работает, естественно, инжектор. |
При конструировании шасси также пришлось отойти от традиционных решений. Мотоциклетному мотору – соответствующую оправу! Раму выполнили из алюминиевого сплава, что позволило существенно уменьшить сухой вес (до 215 кг!) не в ущерб жесткости. Задняя подвеска – почти как у эндуро. Рабочий ход составляет более 400 мм! Показатель спереди – почти 250 мм, что тоже рекорд для снегоходов. Газонаполненные амортизаторы регулируются на сжатие и отбой, лыжи держатся на А-образных рычагах и снабжены стабилизатором поперечной устойчивости. Обычно стандартная комплектация машины такого класса бедна донельзя, и Yamaha решила и здесь перещеголять конкурентов. Базовая модель оснащается реверсом, электростартером и приборной панелью, которые всегда считались люкс-опциями. Выпускается снегоход в трех модификациях. Phazer FX – базовый вариант, GT дополнительно имеет стекло с защитой ручек и разные мелочи. Phazer Mountain Lite – это уже горный снегоход с 3,6-метровой гусеницей. |
Мне представилась возможность испытать в действии Phazer FX. В самое нелюбимое любым мотоциклистом время года такие предложения воспринимаются как манна небесная, и я с радостью отправился на турбазу, где меня ждала новинка (и где, понятно, уже достаточно нападало снега). Одевшись потеплее, я без всяких церемоний плюхнулся в седло, завел двигатель и вдруг понял, что снегоход по эргономике очень напоминает мотоцикл, причем именно кроссовый! Особенно заметно это по седлу. Высота по нему кажется очень большой, а само оно длинное, узкое и сливается с бензобаком. Разве что его чуть расширили ради комфорта. Даже на морозе двигатель прогрелся быстро, и сразу же после старта стало ясно, что мощности предостаточно. Если обычно снегоходы в силу особенностей вариаторной трансмиссии склонны к задумчивости, то здесь, наоборот, имеет место почти мотоциклетный характер: отменная тяга во всем рабочем диапазоне оборотов, быстрый отклик на «газ» и такое же эффективное торможение двигателем. Особенно хорошо мотор работает на малых и средних оборотах, а вот на верхах начинает выдыхаться, и ближе к 100 км/ч снегоход разгоняется уже вяло. Но увидеть на цифровом спидометре «сотню» все же можно, было бы поле широко и снег не рыхл. |
Хорошо, что производитель предлагает на выбор несколько модификаций, но российским реалиям наилучшим образом отвечает все-таки базовая версия Phazer FX. Ее стихия – активная езда по неглубокому снегу с постоянными поворотами и преодолением препятствий, а многие у нас ждут от снегохода именно такого драйва – прохватить по наезженным лесным тропкам, уверенно проходя на «газе» виражи и легко подпрыгивая на препятствиях. На укатанном снежном покрытии машину легко пустить в управляемый занос, «угол атаки» контролируется без труда. И вообще, именно на таком снегоходе лучше всего осваивать азы пилотажа. Все прогнозируемо и адекватно. Phazer FX, подобно мотоциклу, чутко реагирует на все телодвижения, причем держаться в седле очень легко. Сидишь цепко: небольшой наклон вперед, ноги удобно упираются в уступы с рифлеными острыми зацепами (прямо как на «кроссачах»!) на платформах и не соскальзывают даже в крутых виражах. А в случае экстремального райдинга мотоботы можно засунуть под специальные упоры. Раньше мне снегоходы не нравились, и все потому, что покатушки на них быстро надоедали. Однообразие! Но Phazer FX изменил мое мнение. Когда наскучили лесные тропки, я решил попробовать машину на трамплине. Нашел небольшой такой укатанный холмик… И что вы думаете? Оказалось, что даже на обычном, неподготовленном бугорке Phazer FX может непринужденно оторваться от земли. Причем суперразгон совсем не требуется. Вот что значит небольшой вес и хороший крутящий момент! В воздухе снегоход легко контролируется и не меняет траекторию из-за случайных движений водителя. Приземляется тоже хорошо, без опасных клевков носом. |
А вот на целине машина ведет себя хуже. Стоит превысить скоростной порог для этой поверхности, как Phazer FX начинает демонстрировать склонность к опрокидыванию. Наверное, из-за высокого центра тяжести. На малых скоростях при резкой подаче «газа» аппарат зарывается в снег гусеницей, что сильно портит динамику разгона. Писать виражи на рыхлом снегу тоже непросто, пятно контакта у машины не очень большое, поэтому надо либо вывешиваться, чтобы компенсировать своей массой завал снегохода в снег, либо на свой страх и риск увеличивать скорость. Впрочем, я прекрасно понимаю неправомочность этих придирок. Phazer FX изначально разрабатывался не как универсальная модель, а как аппарат для активной езды, то есть для более или менее укатанных поверхностей. |
Кстати, собственный набор экипировки мне пришлось сменить на более продвинутый. Дело в том, что пилотаж Phazer FX предполагает отнюдь не вялое просиживание за рулем, а энергичную работу телом. В обычной синтетике можно быстро взмокнуть, что на морозе и ветре чревато сами понимаете чем. Так что очень кстати пришлось предоставленное для теста обмундирование канадской компании FXR Factory Racing: шлем на основе углепластика, специальные очки, облегченные куртка и брюки с защитными вставками (куртка любопытна встроенным датчиком, позволяющим определить местоположение того, кто в нее одет, с помощью радара). Плюс специальные перчатки с влагоустойчивой мембраной и силиконовыми вставками на пальцах для удобства хвата. В общем, денек удался на славу – давно не получал я такой дозы бодрости. Все-таки снегоходы постепенно переходят из разряда банальных средств зимнего передвижения в разряд машин для активного и даже очень активного отдыха. При этом не может не радовать их дружелюбие по отношению к пилоту. Например, за рулем Phazer даже новичок освоится быстро. А вот на экипировке лучше не экономить. |