Как известно, премьер-министр РФ Владимир Путин любит порулить. Причем не только страной - в качестве президента или главы правительства, но и буквально - посидеть за баранкой автомобиля. Очередное тому доказательство – появление премьера за рулем отечественной "Нивы" в минувшую субботу на территории сочинской резиденции перед встречей с премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом.
Lada Niva
"Путинская" Lada отличается от серийного внедорожника особым окрасом кузова "под камуфляж", большими колесами, внешним воздухозабором и защитным обвесом кузова. По словам премьер-министра, "это специальная комплектация". "Но не для меня лично, а они именно в такой комплектации выпускаются серийно", - отметил Владимир Владимирович.
Как пишут на интернет-форумах, эта "Нива" - действительно мелкосерийный автомобиль "Нива-Рысь", который выпускается дочерним предприятием "АвтоВАЗа" "Бронто". Первая информация о нем появилась в начале этого года. Тогда же была объявлена и его базовая стоимость - от 360 тысяч рублей.
Как сообщалось ранее, Путин приобрел этот автомобиль накануне совещания на "АвтоВАЗе", в ходе которого обсуждалось предоставление Волжскому автозаводу господдержки в размере 25 миллиардов рублей на погашение задолженностей перед держателями облигации и поставщиками. А всего российские автопроизводители в этом году могут рассчитывать на правительственную помощь в размере 70 миллиардов рублей.
Однако раздача льготных кредитов российским заводам – это далеко не единственный способ поддержки отечественного автопроизводителя, имеющийся в арсенале Владимира Путина. За те девять месяцев, что прошли с начала кризиса, премьер успел повысить пошлины на иномарки, а также потребовал от российских ведомств увеличить общую сумму госзаказа на автомобили, собираемые на отечественных заводах, на 12,5 миллиарда рублей.
Кроме того, премьер-министр всегда на личном примере доказывал, что российские автомобили можно и нужно покупать. Впервые Путин публично появился за рулем отечественной машины в 2005 году, когда он прокатил на личной "Волге" 1956 года цвета слоновой кости и с хромированным оленем на капоте президента США Джорджа Буша по своей подмосковной резиденции Ново-Огарево.
"Волга" ГАЗ-21
Чтобы не ударить в грязь лицом, купленную незадолго до приезда высокого гостя машину полностью отреставрировали и, видимо, учитывая нелюбовь североамериканских автомобилистов к "механике", установили в 21-ю "Волгу" автоматическую коробку передач. Старания не прошли даром – весь мир увидел, как президент Соединенных Штатов Америки едет на старом российском (советском) автомобиле и улыбается.
Следующим "публичным" автомобилем Путина стал "ушастый" "Запорожец" 1972 года выпуска. Кстати, Джордж Буш, приехавший в Россию на саммит "Большой восьмерки" всего через год после памятной поездки на "Волге", на украинской машине ездить наотрез отказался. Возможно, совместной автомобильной прогулке двух президентов на "Запорожце" помешало отсутствие автоматической коробки передач...
ЗАЗ-966
ЗАЗ-966 вряд ли был нужен Путину в гараже для поддержки автопроизводителя из соседней Украины. Вместо этого "Запорожец" хорошо поработал на имидж своего хозяина, оказавшись малолитражкой из бедного студенчества премьера. Как утверждает в своей книге "От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным" сам Владимир Владимирович, именно эту машину выиграла в лотерею его мама - еще в те годы, когда будущий президент и премьер-министр учился в ЛГУ на третьем курсе. Несмотря на то, что семья Путиных жила скромно, автомобиль решили не продавать и отдали его в пользование сыну.
Перед камерами Владимир Путин любит ездить не только на классических автомобилях – его часто можно увидеть за рулем машин, которые российские автозаводы выпускают в настоящее время. Например, еще будучи президентом, Путин почти семь минут катался на Lada Kalina во время визита на Волжский автозавод. А летом прошлого года, уже в качестве премьер-министра, он провел тест-драйв перелицованного Chrysler Sebring предпоследнего поколения, который группа ГАЗ теперь производит и продает в России под названием Volga Siber.
Lada Kalina
Обычная "Калина" президенту понравилась: "Машинка хорошая. Для тех целей, для которых она производится, очень неплохая машина. Что вы хотите, ведь она стоит меньше 10 тысяч долларов". А вот испытанный позднее "Сайбер" показался Путину "жестковатым". Однако, это не помешало премьер-министру пообещать обоим заводам поддержку на время кризиса, причем "АвтоВАЗ" получит свои 25 миллиардов рублей в виде ссуды от "Ростехнологий" в течение одного-двух месяцев.
Однако и этих денег теперь не хватает на покрытие всех долгов автопроизводителя из Тольятти – судя по отчетности "АвтоВАЗа", его краткосрочные обязательства превышают 80 миллиардов рублей, что в полтора раза больше стоимости собственных активов предприятия.
Но "Группа ГАЗ" получит еще меньше – речь идет лишь о госгарантиях на сумму в 10 миллиардов рублей. Зато у "ГАЗа" и долгов меньше: общая задолженность группы составляет около 40 миллиардов рублей, причем значительную часть этих обязательств недавно удалось реструктуризировать.
Еще один отечественный автомобиль Путин мог получить в качестве подарка к своему 55-летию, которое отмечалось в 2007 году. Тогда начальство "АвтоВАЗа" решило отправить президенту России автозавода 100-тысячный ВАЗ-2101, который сошел с конвейера в 1970 году и на тот момент находился в музее автозавода.
ВАЗ-2101
По информации газеты "Комсомольская правда", этот автомобиль понравился Путину во время визита на "АвтоВАЗ", и руководство предприятия решило сделать подарок высокому гостю, который так много сделал для Волжского автозавода за время пребывания у власти. От возможного скандала президента спасла лишь расторопность пресс-службы, которая вежливо отказалась от дареной "копейки", сославшись на то, что по закону стоимость служебных подарков не может превышать четыре тысячи рублей.
Примерно в то же время в одной из веток на форуме одного популярного интернет-ресурса, посвященного японским машинам, обсуждалась идея подарить президенту "хорошую подержанную японскую машину", чтобы он понял, что помогать российскому автопрому, поднимая пошлины на импорт автомобилей, неправильно. Однако и этот подарок Путин так и не получил - наверное что-то не "срослось". Да и зачем ему праворульный автомобиль - в его планы никогда не входило поддерживать чей-либо автопром, кроме российского.
Ведь иначе у него вряд ли поднялась бы рука еще раз повысить таможенные тарифы на иномарки c начала 2009 года.