Первый Mercedes-Benz S-класса – Sonderklasse переводится с немецкого как «особый класс» - появился 25 сентября 1972 года. Хотя и ранее самые роскошные автомобили с трёхлучевой звездой имели в названии букву S, до этой даты официально они не были объединены в один класс. Новый флагман в кузове W116 заменил на конвейере седаны W108-109.
Внешность новинки сильно изменилась по сравнению с предшественником. Горизонтальные прямоугольные фары заняли место вертикальных округлых. Задняя оптика увеличилась в размерах, их стёкла сделали рифлёными – так их поверхность меньше загрязнялась при движении. Как и прежде, по периметру автомобиля проходила хромированная полоса, но теперь её сделали ниже, что создавало иллюзию двойных бамперов. В целом дизайн автомобиля стал более динамичным и современным.
Не только внешность W116 была революционной для своего времени. Именно на эти автомобили впервые в мире серийно стали устанавливать ABS.
Первой появилась модель 350SE, оснащенная двигателем V8 мощностью 200 л.с. Чуть позже в продажу поступили 6-цилиндровые 280SE и 280S, причем последний был карбюраторным.
Через 3 месяца в свет была выпущена модель 450SE с большим 4,5-литровым V8. Ещё через 2 месяца появился удлиненная на 100 мм версия 450SEL, а в конце 1973 года – 350SEL. 280SE получил длинную базу только в 1974 году. В том же году 450SEL признали автомобилем года в Европе.
В сентябре 1975 начались продажи самого мощного «сто шестнадцатого» – 450SEL 6.9. Автомобиль, являющийся идейным наследником 300SEL 6.3 (W109), развивал 286 л.с. За счёт расточки цилиндров и увеличения хода поршня объём возрос до 6,9 литров, диаметр цилиндра увеличился с 92 мм до 107 мм, ход поршня – с 85 мм до 95 мм). Топовая модель производилась только в длинном кузове и оснащалась гидропневматической подвеской. Стоил флагман в полтора раза дороже обычного 450SEL. Также существовала версия 450SEL 6.9 AMG. Поскольку фирма AMG только 1998 году вошла в состав концерна Daimler-Chrysler (1 января 2009 года Daimler AG получит полный контроль над AMG), то AMG-версии, выпущенные до этого момента, в данной статье подробно рассматриваться не будут.
Все модели 450SE450SEL оснащались только трехдиапазонным автоматом. Для остальных бензиновых моделей были также доступны четырех- и пятискоростные механические КПП.
В конце 1975 – начале 1976 года в угоду экологическим нормам были заменены топливные системы всех двигателей – кроме только что появившегося 6,9-литрового гиганта, - что привело к небольшому падению мощности.
В марте 1978-ого был проведен рестайлинг, в ходе которого мощностные показатели всех двигателей увеличились, топовый же вновь остался нетронутым.
Через месяц, в основном для рынков Канады и США, выпустили экономичную модель 300SD. Она оснащалась 5-цилиндровым турбированным дизельным двигателем, развивавшим 115 л.с., и комплектовалась только четырехступенчатой автоматической коробкой передач. Появление такого необычного продукта в линейке S-класса объясняется американскими законодательными нормами: существовало ограничение на среднее для всего модельного ряда потребление топлива.
Экстерьер версий для Нового Света отличался специальными увеличенными бамперами – столкновения при малых, почти пешеходных скоростях, не должны наносить повреждений – и блоками фар с двумя круглыми фонарями.
Модели с V8 (кроме 450SEL 6.9) предлагались в специальных бронированных вариантах – как в удлиненных, так и в коротких кузовах.
В сентябре 1979 года на Франкфуртском автосалоне показали S-класс в кузове W126. Автомобиль, разработка которого началась ещё в апреле 1973 года, стал логичным развитием W116 как в области дизайна, так и в области техники. Целью конструкторов было улучшить комфорт, динамику и безопасность, уменьшив при этом расход топлива. С учётом необходимости снижения веса был разработан более лёгкий кузов. Улучшилась аэродинамика, коэффициент сопротивления воздуха составил 0,36Cx. Автор дизайна W126 – Бруно Сакко, создавший ряд прототипов C111.
W126 стал первым европейским автомобилем, оснащённым подушкой безопасности, однако она была опциональна. В отличие от американской автомобильной промышленности, где ещё в 70-ых гг. серийно производили автомобили с AirBag и где подушкой пытались компенсировать не пристёгнутый ремень безопасности, немцы предложили подушку как дополнение к ремням с преднатяжителями (современный AirBag намного более эффективен, если человек пристёгнут).
Кроме того, новинка оснащалась системой TCS (Traction control system), предотвращавшей пробуксовку, ABS (с 1986 года в стандарте, до этого в базовых комплектациях только флагманских моделей с V8 в 5 и 5,6 литра), круиз-контролем с датчиком наклона кузова, подогревом передних сидений, гидропневматической подвеской для старших моделей, гидроусилителем руля (стандартно для всех версий). Можно было заказать раздельные задние сиденья. Коробки передач были четырехступенчатыми механическими и автоматическими или пятиступенчатыми механическими. Для машин с V8 механические КПП предлагались только на заказ.
Во Франкфурте были представлены бензиновые 280S, 280SE, 280SEL, 380SE, 380SEL, 500SE, 500SEL и дизельный 300SD. Как и прежде, дизель предназначался в основном для Нового Света. Инжекторные версии оснащались системой впрыска BOSCH K-Jetronic.
Версии со стандартным кузовом, длина которого составляла 4995 мм, появились в продаже в начале 1980 года. Удлинённые (5135 мм) стали доступны в следующем году – они носили индекс V126. Все версии с V8 за редким исключением можно было заказать с заводским бронированием.
Традиционно экстерьер версий для Нового Света отличался крупными бамперами и иной оптикой.
В 1981 году 380SE был избран автомобилем года. А в сентябре состоялась премьера купе S-классе (кузов C126). У новинки не было центральных стоек, и в целом внешность купе получилась менее тяжеловесной, чем седана, кузов имел чуть более низкий коэффициент аэродинамического сопротивления (Cx=0,34). В продажу поступили модели 380SEC и 500SEC (буква C в названии означает кузов купе). В октябре его запустили в производство, тогда же мощность всех V8 упала. В этом же году на заказ стали предлагать подушку безопасности для водителя. Через год была обновлена дизельная версия: её мощность возросла на 4 л.с.
1985 год оказался знаменательным для W126. Модель 280S была заменена на 260SE и 300SE/SEL (буква E обозначала электронный впрыск). Таким образом в модельном ряду S класса не осталось автомобилей с карбюраторными двигателями. Короткобазные турбодизельные 300SD Turbodiesel постепенно сменились на 300SDL Turbodiesel, 420SE/SEL/SEC заняли место 380SE/SEL/SEC, двигатель 500SE/SEL/SEC прибавил 14 л.с. Появился новый флагман – 560SEL (купе – 560SEC) и его более мощная версия 560SEL ECE (купе, соответственно, 560SEC ECE). На автомобили с V8 опционально стали устанавливать катализатор выхлопных газов.
Для 500SE/SEL/SEC и 560SEL/SEC подушка безопасности водителя вошла в стандартную комплектацию, а через год появился опциональный AirBag для переднего пассажира.
В том же 1985 году в единственном экземпляре был сделан специальный автомобиль для папы Римского Иоанна Павла Второго.
В конце 1987 года произошел очередной рестайлинг. Мощность двигателей V8 возросла, 560SEL/560SEC и 560SEL ECE/560SEC ECE объединили в одну модель с тем же двигателем в 300 л.с., и теперь для него также предлагался катализатор. Модель 300SDL Turbodiesel сняли с производства. Через полгода появилась короткобазная модель 560SE. Это был единственный W126 с V8, который нельзя было заказать в бронированном исполнении.
В 1990 году на конвейере появились новые дизельные модели 350SD Turbodiesel и 350SDL Turbodiesel. Их выпускали чуть более года.
В 1991 году производство W126/C126 начали сворачивать, последние 126-ые выпустили на заводе в ЮАР в 1994 году. Модель выпускали 12 лет – это очень большой срок для флагмана марки, ни одно другое поколение S класса не продержалось на конвейере так долго. По сей день главы многих стран третьего мира передвигаются на этих автомобилях. Все это говорит об исключительной удачности и надёжности W126.
За годы производства сто двадцать шестого кузова тогда ещё независимое тюнинговое ателье AMG предлагало несколько программ модернизации мотора M117:
1) 5,0л, 276л.с. при 5750 об/мин, 408Нм при 4000 об/мин
2) 5,0л, 340л.с. при 5750 об/мин, 457Нм при 4500 об/мин
3) 5,2л, 300л.с. при 5250 об/мин, 455Нм при 4000 об/мин
4) 5,4л, 310л.с. при 5250 об/мин, 475Нм при 4000 об/мин
5) 5,6л, 320л.с. при 5250 об/мин, 498Нм при 4000 об/мин
6) 5,6л, 360л.с. при 5500 об/мин, 510Нм при 4000 об/мин
7) 6,0л, 331л.с. при 5250 об/мин, 525Нм при 4000 об/мин
8) 6,0л, 385л.с. при 5500 об/мин, 566Нм при 4000 об/мин
Как часто случается в автомобильном мире, развитие дизайна успешной модели шло неравномерно: если внешность модели является эволюцией внешности предшественника, то следующее поколение будет революционным. За примерами далеко ходить не надо – тот же Volkswagen Golf. Так случилось и с S классом третьего поколения.
Появление в 1987 году BMW 750Li в кузове E32 больно ударил по позициям Mercedes-Benz в F классе (представительские седаны по европейской классификации). W126, находящийся в производстве уже 8 лет, не мог соперничать с баварским флагманом. Одним из главных плюсов на стороне BMW стало наличие в линейке двигателей моторов V12. Чтобы удержать уровень продаж, необходима была революционная модель с V12 в гамме моторов.
Хотя прототипы третьего поколения появились ещё в 1989 году, а предварительная серия была выпущена в 1990-ом, публике легендарный «сто сороковой» представили только в марте 1991 года. Экстерьер W140 получился визуально очень тяжеловесным. Пропорции кузова не имели ничего общего с предшественником. Автомобильный мир разделился на две части: одним модель понравился, другие, наоборот, находили её дизайн безвкусным и чересчур брутальным. Такой внешности есть объяснение – всё в этой машине было подчинено комфорту.
Представили сразу 8 модификаций: 300SE/SEL 3.2, 400SE/SEL, 500SE/SEL и 12-цилиндровый флагман 600SE/SEL (как и прежде, SE – обычный «короткий» кузов, SEL – удлинённый на 100 мм), хорошо известный в России как «шестисотый». Из оснащения стоит отметить двойное остекление в целях улучшения шумоизоляции салона, привод дверей, двухзонный климат-контроль, многорычажную подвеску с системой регулирования дорожного просвета, гидроусилитель руля с зависящим от скорости усилием, преднатяжители ремней безопасности с изменяемой силой натяжения ремней. На W140 было применено некоторое подобие парктроника: при движении назад из задних крыльев выдвигались специальные штыри, длина которых впоследствии возросла. Система кондиционирования воздуха могла работать в течение 20 минут после выключения двигателя. Коробки передач устанавливались четырех- и пятискоростные автоматические либо пятиступенчатые механические. W140 стал первым «Мерседесом», в котором применили шину данных CAN (Controller Area Network): она позволила объединить управление всей электроникой в единое целое, что повышало её надёжность. С другой стороны, установка на такой автомобиль новой сигнализации стала несколько более трудоёмкой процедурой.
В конце 1991 года выпустили турбодизельную модификацию 300SD. Именно её использовали для работы в таксопарках.
В конце 1992 году мощность моторов V8 и V12 немного снизили в целях повышения надёжности и уменьшения расхода бензина. Тогда же появилось купе C140, которое отличалось богатой комплектацией: она включала много опций, предлагавшихся для седана только на заказ. Кроме того, к запуску в производство подготовили младшую модель 300SE 2.8 – она предлагалась только с короткой базой, автоматическая коробка и кондиционер были заказными. Именно на таком автомобиле 31 августа 1997 года разбилась принцесса Диана. Автомобиль принадлежал отелю и был предназначен для перевозки важных гостей – отели, как правило, покупали наиболее дешёвые версии S класса.
В этом же году на заказ начали производить бронированные версии 500SEL и 600SEL.
В середине 1993 года классификация моделей Mercedes-Benz изменилась. Из названий исчезли буквы, указывающие на электронный впрыск, длину и тип кузова, литера означающая принадлежность машины к S-классу теперь находилась перед цифровым индексом, отражающим рабочий объём двигателя. Теперь 300SE 2.8 назвался S 280, 300SE/SEL 3.2 – S 320, 400SE/SEL – S 420, 500SE/SEL – S 500, 600SE/SEL – S 600, 300SD - S 350 TURBODIESEL, 500SEС – S 500, 600SEС – S 600.
В 1994 году выпустили «бюджетную» версию купе – S 420. Кроме того, в этом же году провели рестайлинг экстерьера, с целью сделать внешность машины менее брутальной. Бамперы стали более округлые, появилась полоса, проходящая вдоль молдингов, задние фонари стали уже, передние указатели поворотов сделали белыми (ранее были оранжевыми), решётка радиатора имела теперь шесть горизонтальных полос вместо трех, с заднего крыла была убрана радиоантенна (теперь их стало две разных диапазонов – в заднем стекле и заднем бампере). Изменилась форма боковых зеркал. В отделке интерьера появляется больше дерева и кожи.
В апреле 1995 года парковочные штыри заменили на Parktronic с ультразвуковыми датчиками, система стала стандартной для S 600, для остальных моделей – на заказ. Круиз-контроль становится стандартным для всех моделей. Осенью на Франкфуртском автосалоне показали удлинённый на один метр по сравнению с длиннобазным седаном лимузин S 600 Pullman – наследник модели 600 Pullman W100, которая выпускалась в 1964-1981 гг. Список опций этой модели содержал лишь один пункт: «все, что пожелает заказчик». Можно было заказать как бронированную, так и обычную версии лимузина.
Кроме того, появился универсал S-класса W140 T-modell. Их было произведено всего 100 штук. Универсал предлагался на базе S 320, S 420, S500, S 600 в удлинённых кузовах, на всех машинах задняя подвеска была саморегулирующейся. В соответствии с заводской классификацией кузовов универсал имел заводской индекс S140.
Последний рестайлинг произошел в 1996 году. Задние указатели поворота стали белого цвета. S 350 TURBODIESEL заменили на более экономичную, мощную и экологичную модель S 300 TURBODIESEL. Появились боковые подушки безопасности, навигация, ESP, датчик дождя. Купе выделили в отдельный CL-класс, была увеличена стандартная комплектация. Дальнейшая история купе на базе S-класса станет темой отдельной статьи.
Версии для Северной Америки отличались площадками под номера: передняя отсутствовала, а задняя была уже, чем на европейских машинах. Мощность всех двигателей была немного ниже, купе S 420 не предлагалось.
В 1997 году на Женевском автосалоне были показаны S 500 и S 600 в уникальной чёрно-красной расцветке, салон был обшит кожей этих же тонов. Комплектация автомобилей включала почти все возможные опции.
В том же 1997 году на основе длиннобазного S500 был подготовлен специальный открытый автомобиль для Папы Римского. Таким образом, уже второй раз S класс удостоился чести служить главе католической Церкви.
В 1998 году W140 сняли с производства – пришло время четвёртого поколения S класса. Чуть дольше продержался на конвейере S 600 lang, так как, несмотря на появление новой модели, некоторые покупатели, в основном с Ближнего Востока, предпочитали новинке монументальный W140. Бронированные версии и Pullman производили ещё два года, только в 2000 году их заменили моделями четвёртого поколения.
В конце 90-ых годов качество «Мерседесов» начало падать, и многие считают, что W140 (C140) был последним автомобилем с трёхлучевой звездой, при производстве которого надёжность инженерного решения была важнее её маркетинговой целесообразности.
Четвёртое поколение S класса дебютировало на Парижском автосалоне в 1998 году. Поскольку предшественник показался многим чересчур монументальным, то новый кузов W220 старались сделать визуально менее массивным. Также необходимо было уменьшить расход топлива, сохранив при этом динамику.
Во всём автомобиле чувствовалась экономия. Салон стал меньше. Кроме того, качество его отделки на недорогих версиях упало, в интерьере появилось больше пластика.
Всё бензиновые двигатели теперь стали трёхклапанными (два впускных и один выпускной), что понизило скорость газообмена и, как следствие, привело к уменьшению мощности. На S 500 и S 600 появилась система отключения части цилиндров (ZAS) в целях экономии топлива. Если такая система установлена, то максимальная мощность двигателя немного понижается. В двигателе S 500 цилиндры отключаются выборочно, а в двигателе S 600 – целый ряд. В таком случае обе ветви выпускной системы V12 сводятся в одну, чтобы предотвратить остывание одного из катализаторов во время отключения ряда цилиндров.
С другой стороны, в новинке появилось очень много новой электроники. И хотя она не всегда адекватно работала, это был огромный шаг вперёд.
Среди электронных систем стоит отметить круиз-контроль Distronik, систему доступа с помощью электронной карты Keyless Go, систему управления электроникой автомобиля COMMAND, голосовое управление LINGUATRONIC.
Динамику удалось сохранить благодаря уменьшению веса за счет обильного использования алюминия и высокопрочной стали, улучшения аэродинамики (Cx=0,27), применения новых систем впрыска и новых блоков управления двигателем. До рестайлинга были доступны всего две коробки передач, обе автоматические 5-ступенчатые с электронным управлением: W 5 A 330 для двигателей, развивающих не более 330 Нм, и W 5 A 580 для более мощных двигателей.
Особое внимание уделили активной безопасности. Автомобиль оснащался четырьмя боковыми Air Bag, подушки водителя и переднего пассажира имели, в зависимости от силы столкновения, две степени наполнения газом.
Первыми в продаже появились модели S 320, S 320 Long, S 430, S 430 Long, S 500, S 500 Long. В отличие от предшественников, бензиновые 6-цилиндровые двигатели теперь имели V-образную компоновку. Длиннобазные версии были на 120 мм длиннее, колёсная база соответственно составляла 2965 мм и 3085 мм.
Через год выпустили S 320CDI c 6-цилиндровым турбодизелем, бюджетный S 280 (не был доступен на рынке Германии), а также спортивные версии S 55 AMG и S 55 AMG Long. Первые 2 модели были доступны поначалу только в короткобазных версиях.
В 2000 году начали выпускать 12-цилиндровый флагман S 600 Long, дизельный S 400 CDI (удлинённая версия появилась чуть позже), а также бронированные и Pullman-версии S 500 и S 600. «Пульман» длиннее обычного длиннобазного седана на 1055 мм.
В 2001 году появились удлинённая дизельная модель S 320 CDI Long и 12-цилиндровая спортивная модификация S 63 AMG Long, для которой также была доступна система отключения ряда цилиндров.
В конце 2002 года произошел рестайлинг. S 320 (Long) заменили на S 350 (Long).
Для некоторых моделей стала доступна система полного привода 4MATIC – постоянный полный привод, 40% тяги передается на переднюю ось, 60% – на заднюю: в линейке моделей появились S 350 4MATIC, S 350 4MATIC Long, S 430 4MATIC, S 430 4MATIC Long, S 500 4MATIC, S 500 4MATIC Long.
Стали доступны модификации S 280 Long и S 400 CDI Long. S 55 AMG Long заменили на более мощный S 55 AMG Kompressor (Long), вследствие чего S 63 AMG Long был снят с производства. На S 600 поменяли двигатель: теперь он оснащался двумя турбонагнетателями низкого давления (0,9 бар) и выдавал 500 л.с. Ряд трансмиссий пополнился двумя новыми пятидиапазонными автоматическими коробками W 5 A 400 и W 5 A 900 (последняя – для 12-цилиндровых моделей). В экстерьере изменения можно заметить с трудом: немного увеличилась в размерах решётка радиатора, изменились нижние отверстия в переднем бампере, стекло фар стало более прозрачным, а в задних фонарях в место двух теперь четыре белые полосы. Появилась превентивная система безопасности PRE-SAFE, которая в случае аварийной ситуации (экстренное торможение или сильный занос) приводит кресла в безопасное положение, закрывает люк в крыше, натягивает ремни безопасности. Варианты двигателей с системой отключения цилиндров ZAS больше не предлагались.
В 2003 году в продажу поступили S 350 4MATIC и самый мощный «двести двадцатый» – S 65 AMG Long с турбированным V12 (два турбокомпрессора – по одному на каждый ряд цилиндров, давление надува 1,5 бар). Стала доступна первая в мире семиступенчатая коробка передач 7G-TRONIC. Существуют две версии этой КПП – для двигателей с крутящим моментом до 400 Нм или до 700 Нм.
Пятое поколение S класса в кузове W221 было представлено на Франкфуртском автосалоне в сентябре 2005 года.
По сравнению с предшественником внутрисалонное пространство возросло благодаря увеличению колёсной базы. Двигатели теперь имели по четыре клапана на цилиндр.
В W221 были реализованы такие системы как Brake Assist Plus (распределяет тормозное усилие в зависимости от скорости нажатия педали тормоза и дистанции до препятствия или впереди идущего автомобиля), Night View Assist (система ночного виденья, использующая инфракрасные датчики).
Первыми в продажу поступили S 300 Long, S 350, S 350 Long, S 500, S 500 Long, S 550, S 550 Long и флагман S 600 Long. Для большинства стран базовым стал S 350, исключение составили специфические рынки – такие как Китай. Доступны только автоматические коробки передач: пятиступенчатая и семиступенчатая 7G-TRONIC.
В 2006 году начато производство S 450, S 63 AMG, S 63 AMG Long, S 65 AMG Long, дизельных S 320 CDI, S 320 CDI Long, S 420 CDI, S 420 CDI Long, а также бронированных версий (S-Guard). В Россию модификации на тяжёлом топливе не поставляются. Для некоторых моделей стал доступен полный привод: S 350 4MATIC, S 350 4MATIC Long, S 450 4MATIC, S 450 4MATIC Long, S 500 4MATIC, S 500 4MATIC Long, S 550 4MATIC, S 550 4MATIC Long, S 320 CDI 4MATIC, S 320 CDI 4MATIC Long.
В 2008 году появилась Pullman-версии, в том числе и бронированная.
В кузове W221 было показано 3 «зелёных» концепта: S 320 CDI Blue Efficiency, S 300 Bluetech Hybrid и S 400 Blue Hybrid. Первый впоследствии стали продавать в Германии – это S 320 CDI с применением технологий энергосбережения. S 300 Bluetech Hybrid – это единственный S класс с 4-цилиндровым двигателем, он оснащается 204-сильной рядной «четвёркой» и электромотором, развивающим 20 л.с. S 400 Blue Hybrid создан на базе S 350. Бензиновая «шестёрка» форсирована до 279 л.с., во время её работы и при плавном торможении с помощью генератора мощностью 15 Квт, объединённого с электромотором, заряжается литиево-ионная батарея емкостью 7 Ач. Электромотор подключается в зависимости от уровня заряда. Запуск в производство этого гибрида запланирован на 2009 год. Также в следующем году планируется и проведение рестайлинга.
Почему у многих людей слово «представительский класс» ассоциируется в первую очередь с S-классом? Почему многие главы государств совершают официальные визиты на S-классе? В чём секрет его популярности? Возможно в том, что в этом автомобиле надёжность сочетается с передовыми техническими решениями, комфорт с динамикой. Если человек покупает такую машину, то он знает, за что он платит деньги, и не будет жалеть о своём выборе.