Jaguar – made by Tata

Всего несколько лет назад, приобретая тот или иной товар, тем более технику, покупатель непременно стремился выяснить, в какой стране мира он был изготовлен. Потребители любили европейские вещи, верили в японское качество, сомневались в корейском и морщились от китайской продукции, зачастую поддельной.

Jaguar and Land Rover

 
Затем мир перевернулся. Стараниями приверженцев глобальной экономики, прежде всего крупных компаний, распространивших свое влияние и свои производства по всему миру, нас успешно убедили в том, что важно не то, в какой стране выпущен товар, а какой компанией он был сделан. Именно имя фирмы теперь является главным гарантом качества выпускаемой продукции. Выражение Made in Germany, в частности, трансформировалось в не менее расхожую фразу Mercedes-Benz S-класса уже собирают в Индии (для внутреннего рынка). Что уж там говорить об электронике! Ее происхождение практически на сто процентов стало китайским. Совсем недавно пал один из последних бастионов американского качества – продукцию компании Apple Inc (компьютеры Mac, плееры iPod и телефоны iPhone) теперь собирают китайские рабочие, живущие в общежитиях и коротающие свой досуг на двухъярусных кроватях. Эмиссары из Америки время от времени лишь контролируют качество производственных процессов и условия быта персонала. И первое, и второе американских инспекторов, похоже, вполне устраивает.

Выходит, что предпринимателю, решившему выпускать конкурентоспособную технику где-нибудь в Старом Свете, для достижения приемлемого уровня себестоимости придется выселять европейцев из их комфортабельных домов? Тревожный звоночек.

Однако недавно мир перевернулся снова. И то обстоятельство, что это произошло буквально несколько дней назад, 26 марта, делает этот переворот уж совсем драматичным. А от неясности его целей и последствий и вовсе веет холодным страхом. То, что не удается понять, зачастую внушает опасение. Но обо всем по порядку.

Речь пойдет о продаже американским концерном Ford британских автомобильных фирм Jaguar и Land Rover индийской компании Tata Motors. После поглощения в прошлом году английской металлургической компании Corus, в этом году, заплатив сумму в 2,3 млрд. долларов, Tata стала стопроцентным владельцем трех заводов, двух исследовательских центров и двадцати пяти сбытовых структур фирм Jaguar и Land Rover, то есть приобрела названные компании, как говаривали в старину на Руси, со всеми потрохами.

Если бы Ford что-нибудь приобрел у Tata Motors или если бы он перенес сборку английских роскошных седанов и внедорожников в Индию, тогда бы все укладывалось в описанную выше логику. Но случилось ведь все как раз наоборот – производство осталось в Британии, с ее высокими издержками, а Jaguar и Land Rover приобрела никому неведомая и непонятная южно-азиатская компания.

Чтобы разобраться в сути новейшего мирового переворота, потребуется, в первую очередь, понять мотивы, которыми руководствовались все участники состоявшейся сделки – проигравшие, потерпевшие, а, главное – победившие.

Логику американского концерна понять проще всего. У него банально кончились денежки. В том, как и почему это произошло, разобраться тоже несложно. Необходимо просто вспомнить, что в 90-е годы Ford был самой прибыльной автомобильной компанией в мире. Привыкнув к огромным денежным потокам, зарабатываемым на продаже Explorer и пикапов, Ford Motor мог себе позволить не заглядывать в будущее. Многолетнее покрытие убытков «Ягуара» на таком фоне – сущие пустяки. Траки и внедорожники для «Форда» в 90-е – это как нефть в России сейчас, то есть это «анти-нефть», если так можно выразиться. Что будет в России, если прекратится поток нефтедолларов? Вот именно это и произошло с концерном Ford, когда цены на нефть, наоборот, многократно выросли. Американцы просто расплачиваются за свою легкомысленность. Расплачиваются жестоко. Ведь сейчас им пришлось продать компании за цену вдвое меньшую той, которую они за них в свое время заплатили. И это без учета десяти миллиардов, потраченных на Jaguar в ходе длительных и безуспешных попыток по его реанимации и резкого падения курса доллара, произошедшего за последние годы. Не говоря уже о моральных издержках, за которыми, как правило, следуют и материальные последствия. Но, как говорится, сами виноваты.

Мотивы трудовых коллективов Jaguar, Land Rover и их профсоюзных лидеров также совершенно прозрачны и укладываются в банальную схему выживания. Люди, работающие в этих «легендах британской автомобильной индустрии», ведь никакой собственностью в них не владеют, поэтому и не несут ни за что никакой ответственности. Правильнее было бы отметить, что они и не хотят ее нести и при этом имеют такую возможность. Им просто нужен новый источник зарплат и пенсий. Пусть таким источником станут хотя бы индусы.

А вот рядом с решением Tata Motors купить просто «лежачие» компании, на которые не польстился, что греха таить, ни один «серьезный» производитель, да еще в период мирового экономического кризиса, да к тому же во время продолжающегося роста цен на бензин и снижения спроса на прожорливые машины, хочется поставить огромный знак вопроса. Может быть, они знают некую Сокровенную Тайну? Или у них есть волшебная палочка? Но попробуем разбить один большой вопросительный знак на ряд конкретных вопросов и затем поискать на них ответы.

Что стоит за действиями Tata? Владельцев индийской компании охватили столь же непродуманные амбиции, которые испытывали «фордовские» боссы около двадцати лет назад? Но на могилах «благих намерений» предыдущих товарищей еще земля не высохла.

Или это некая PR-акция? Теперь о существовании Tata Motors знают решительно все. Но не слишком ли это оригинальный, а, главное, затратный способ заявить о себе? К тому же в случае возможных последующих экономических неудач непременно наступит и провал в репутации.

Нет, так не пойдет. Сначала необходимо прояснить, что же в действительности получила компания из Индии, заплатив за Jaguar и Land Rover как свои кровные, так и заемные средства, и рискнувшая при этом как деньгами, так и своим кредитным рейтингом.

Land Rover

Собственно бренды Jaguar и Land Rover все еще имеют высокую цену благодаря своей истории и всемирной известности. Модельный ряд у Land Rover весьма хорош, да и автомобили в результате титанических усилий «Форда» уже приобрели высокое качество. Инженеры LR располагают весьма интересными технологиями, прежде всего связанными с полноприводными трансмиссиями. К ним же за последнее время добавились уникальные решения по гибридным приводам, что в настоящее время является одной из наиболее актуальных тем. А с недавних пор бизнес фирмы, выпускающей знаменитые вездеходы, стал прибыльным.

У Jaguar дела обстоят не столь радужно. Вопросы, в первую очередь, вызывает модельный ряд марки. Неудачный Ягуара». Когда наблюдаешь за действиями сбытовиков компании и оцениваешь высказывания первых лиц фирмы, то складывается следующая странная картина: «новаторский» седан XF сражается с «ретро-моделью» XJ (а не с BMW, MB или Lexus!), однако почему-то под ностальгические мотивы группы Deep Purple. Просто какое-то «отрицание отрицаний» по Гегелю. Все это говорит о том, что в «Ягуаре» до сих пор так и не смогли определиться со стилем на будущее и все еще находятся на перепутье – нужно ли оставаться консервативными или пора становиться «как все».

По части технологий у Jaguar есть свои мощные наработки. Речь, конечно же, идет об управляемой подвеске CATS, но главное – о технологии производства кузовов из алюминия типа «монокок», по которой изготавливаются кузова седанов XJ и купе XK. По техническим характеристикам алюминиевые кузова Jag даже совершеннее кузовов Aston Martin, но и дороже – потому что лишены технологической гибкости и универсальности.

Jaguar Cars

А еще инженеры Jaguar Cars накопили огромный опыт по доводке ходовых качеств машин и стали большими доками в этом процессе. Многие из автомобильных специалистов готовы признаться: нет лучшего автомобиля для трансконтинентального путешествия с дамой через Европу, чем Jaguar XKR, даже среди значительно более дорогих экземпляров. Обладающее мягкими и вкрадчивыми кошачьими повадками купе очень хорошо подходит как водителям-мужчинам, так и женщинам.

Для полноты технологической картины осталось напомнить о уникальных двигателях V8, оснащенных нагнетателями воздуха с механическим приводом. Такие моторы имеют свои характерные особенности (как положительные, так и отрицательные). Но именно силовые агрегаты, состоящие из мощных восьмицилиндровых двигателей Jag и шестиступенчатых коробок передач немецкой компании ZF, делают автомобили Jaguar и Land Rover весьма динамичными.

Однако интересно и то, что ни одну техническую наработку от Jaguar и Land Rover на какой-либо другой своей продукции компания Tata применить в ближайшие годы не сможет. Абсолютно верным будет и обратное утверждение. Эти команды играют слишком в разных лигах. И боссы Tata отдают себе отчет в том, что приобрели технологически автономный бизнес. Не планируют они и перекраивать рынки сбыта – к примеру, выпускать для Индии удешевленные «Ягуары». Ведь это не имеет смысла – разбогатевшая местная элита может себе позволить и британскую продукцию, а у бедного населения еще долго не будет хватать средств и на удешевленные варианты.

Руководители Tata Motors вообще как заклинание почти каждый день повторяют, что они совсем не планируют что-либо менять. Менеджеры британских компаний, дизайнеры, инженеры и рабочие – все останутся на своих местах. Это же касается и расположения заводов и инженерных центров. Даже доставшиеся в наследство от «Форда» планы по развитию модельного ряда Tata считает абсолютно правильными и лишь выражает желание немного ускорить их реализацию. Что это – дипломатия или искренние заблуждения?

Как бы там ни было, а состоявшаяся 26 марта сделка рассматривается индийской компанией как стратегический инвестиционный проект, с целью диверсификации рисков и получения дополнительных доходов. В этих сухих финансовых терминах кроются и ключ к разгадке, и повод для беспокойства. Скорее, не по поводу будущего Jaguar и Land Rover. И тем более, не стоит волноваться о перспективах самой Tata Motors. Этот колокол звонит по западной экономике.

Получается, что в тот момент, когда в Европе и в США только и делают, что говорят о кризисе, экономики Китая и Индии развиваются бурными темпами. Вслед за переносом в «развивающиеся» страны производства туда постепенно перемещаются и финансовые центры. Ни для кого не является секретом, что американские банки все активнее продают свои акции инвестиционным структурам из Азии. А теперь, выходит, начался процесс по «переселению» в Азию и управленческих центров, то есть «центров принятия решений», что хорошо видно на примере сделки купли-продажи фирм Jaguar и Land Rover.

Смотрите, что получилось: там, где концерну Ford не хватило несколько месяцев, чтобы дождаться прибыльности подопечных ему компаний, индийская Tata Motors активно действует, будучи абсолютно уверенной в правильности собственных решений.

А может быть это еще и Мечта?! Например, светлая мечта детства того же Ratan Tata? В этом случае вероятность успеха данной затеи увеличивается еще больше. Потому что уменьшаются сомнения в том, что индусы смогут правильно понять «британские ценности». Нашел же известный бизнесмен общий язык с любимым футбольным клубом.

А вот европейцам и американцам пора серьезно напрягать мозги. Для них (или «для нас»?) шансы через пятнадцать-двадцать лет оказаться если не на нарах (простите), то на двухъярусных кроватях, растут все стремительнее.
10 апреля 2008
автор: Юрий Кладов
источник: CarClub.ru
Фотогалерея
Ratan Tata
Ford Motor
Tata Motors
Ford office