Готовимся к похоронам "Волги"

ГАЗ больше никогда не будет выпускать легковушки!!

Глава холдинга "Базовый элемент" Олег Дерипаска, которому принадлежит Горьковский автозавод, подтвердил, что ГАЗ сворачивает производство "Волги" и прекращает разработку новых легковых автомобилей. Интересно, что такое заявление Дерипаска сделал в Вашингтоне, выступая в зале Фонда Карнеги на тему "Как реорганизовать бывшие советские предприятия".

В принципе, бизнесмен не сказал ничего нового - о том, что "Волга" уйдет насовсем и не получит модели-преемницы, было известно еще месяц назад. Однако, помимо громкого заявления Дерипаски, есть еще две новости - они не получили столь громкой огласки, однако являются не менее знаковыми.

Первая из них касается "Оки". Спрос на этот автомобиль постоянно снижается, а стоимость машины растет. Поэтому два завода по выпуску микролитражки - ЗМА в Набережных челнах и СеАЗ в Серпухове Московской области - ищут, чем бы заменить этот автомобиль. ЗМА уже заключил соглашение с корейцами - на заводе будут выпускать внедорожники SsangYoung. А СеАЗ представил новые модификации машины с китайскими агрегатами. По непроверенной информации, руководство завода думает о сборке китайских машин.

Вторая новость еще интересней. АвтоВАЗ - флагман российского автопрома - подал заявление в Минпромэнерго. Завод хочет получить статус промышленного сборочного предприятия. Такой статус позволяет собирать машины из импортных комплектующих, завозя их беспошлинно в течение 7 лет, и в первую очередь он нужен для российской сборки иномарок.

Таким образом, к уже почившим ИЖу и "Москвичу" вскоре со стопроцентной вероятностью добавится "Волга". Следующей в списке значится "Ока". Будущее АвтоВАЗа пока не определено, но статус сборочного предприятия ему нужен не просто так. Проще говоря, отказ от выпуска "Лады" уже не кажется невероятным поворотом событий. В таком случае советский "легковой" автопром просто завершит свое существование.

Судьбу заводов во многом определило то, какое наследие - оборудование и проекты новых моделей - они получили после распада СССР, и как они этим наследием воспользовались. Интересно, что ГАЗу от советского автопрома не досталось почти ничего, но то, что у него было, завод применил лучше всех.

"Волга"

После развала СССР ГАЗ остался с двумя модификациями "Волги" - ГАЗ-2410 и ГАЗ-3102, а также с грузовиками ГАЗ-53 и ГАЗ-66. Даже при тотальном дефиците в Советском союзе на "Волгу" почти не было очередей. ГАЗ-24 в конце 80-х стоил около 16 тысяч рублей - в два раза дороже "Жигулей" и почти не продавался частным лицам. Основным потребителем было государство, оно покупало "Волгу" в качестве служебных машин и для таксопарков. А более престижный, но мелкосерийный ГАЗ-3102 поступил в свободную продажу уже после распада Союза.

Из истории

15 июля 1970 года был начат массовый выпуск легковой машины ГАЗ-24 "Волга". Первая производственная партия ГАЗ-24 была собрана еще в конце 1967 года, когда продолжался выпуск ГАЗ-21.

Среднетоннажные грузовики ГАЗ-53 в СССР покупали только потому, что им не было альтернативы. При этом "Газоны" потребляли очень много бензина, были слишком велики и неповоротливы для городских перевозок. Еще более прожорливый полноприводный ГАЗ-66 интересовал лишь армию и геологов.

С развалом СССР ГАЗ лишился заказов со стороны государства и остался буквально ни с чем. Руководство завода смогло поставить на конвейер более экономичные дизельные грузовики, но они оказались непригодными для основного потребителя - сельского хозяйства. Из-за более тяжелого двигателя, следуя за кобмайном, они проваливались передними колесами в целину.

"Волгу" в 90-х годах спасло только то, что в советское время она была для многих несбыточной мечтой, но тут вдруг подешевела и стала доступной. Спрос подогрела очередная модернизация "24-ки" - ГАЗ-31029.

На ГАЗе понимали, что покупать "Волгу" будут недолго - в ее основе конструкция 1960-х годов, а нижнеклапанный двигатель - и того старше. Поэтому заводчане решили все силы бросить на создание совершенно нового для страны класса автомобилей - легких грузовиков, используя для них как можно больше существующих агрегатов. В первую очередь - от "Волги".

Так появилось семейство "ГАЗелей", где помимо легких грузовиков были фургоны и автобусы. Это оказалось очень кстати - из-за "кончины" латвийского РАФа некому было делать не только "маршрутки", но и машины "Скорой помощи". Для этих целей, по крайней мере в Москве, приходилось закупать дорогие "Мерседесы".

С "Волгой" все было сложнее - доисторическую конструкцию спасало только цена. Зарубежные машины такого размера стоили в чуть ли не в десять раз больше. Поэтому на ГАЗе не спешили отказываться от легковушки, решив проводить модернизации старой машины и одновременно готовить ей преемницу.

Первый "блин комом" - это ГАЗ-3105. Представительский автомобиль разработали еще в СССР как замену "Чайке". В 90-х годах ГАЗ все-таки выпустил партию этих машин и... не смог их продать. Машина была действительно лучшей легковушкой в России - с V-образным двигателем и постоянным полным приводом. Однако ее стоимость достигала 60 тысяч долларов. В результате не то, что "новые русские" - даже чиновники отказались быть патриотами и пересели на BMW, Mercedes и Audi.

Вторым "блином" оказалась новая "Волга" ГАЗ-3111. Технически это была очень серьезная модернизация "24-ки". Заводом она рассматривалась как переходная модель к принципиально новым машинам - переднеприводной "Волге" ГАЗ-3103 и полноприводной ГАЗ-3104.

Газовцы очень серьезно поработали над улучшением качества и дизайном новых машин. ГАЗ-3111 по стилю - с обилием хрома - напоминал самую удачную модель завода - послевоенную "Волгу" ГАЗ-21. Но, вопреки надеждам руководства, машина "не пошла". Ее цена - 14-15 тысяч долларов - оказалась неподъемной для потенциальных покупателей. Продавать дешевле машину, формально относящуюся к бизнес-классу, значило - работать в убыток. А на это ГАЗ пойти не мог.

Поэтому новые владельцы завода (в 2001 году он перешел под контроль "Сибирского алюминия", а точнее холдинга "Базовый элемент") решили отказаться от идеи выпуска автомобилей сегмента "Е" (относящихся к бизнес-классу). Поэтому проекты ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104 - действительно неплохих современных автомобилей - были свернуты.

На смену "Волге" в результате готовили ГАЗ-3115 - автомобиль сегмента "D", к которому формально относился московский "Святогор". Тогда в руководстве завода решили, что если не получится запустить в серию эту машину, новой "Волги" уже не будет. Оставив легковое направление, завод сосредоточится на маленьких грузовиках - "Газелях", "Соболях", и "Валдаях". Так и случилось.

"Волга", которой через два года стукнет 40 лет, все это время модернизировалась. Машина получила современный двигатель, новую переднюю и заднюю подвески, комфортабельный салон и сменила кучу индексов - сначала был ГАЗ-3110, сейчас выпускается ГАЗ-31105, за ним должен был последовать ГАЗ-31107. В перспективе планировалось устанавливать на "Волги" двигатели концерна DaimlerChrysler.

Сейчас завод выпускает около 50 тысяч "Волг". Как заявили в руководстве холдинга, пока на машину есть спрос, ее будут выпускать. Судя по всему, состоится даже очередная модернизация. Однако себестоимость машины неуклонно растет, появляются новые экологические нормы и стандарты безопасности. И вскоре выпуск "Волги" станет нецелесообразным - тогда машину снимут с конвейера и, возможно, будут по лицензии выпускать индийские джипы "Махиндра".

Решение забыть о "Волге" принято очень кстати. "Газель" - самый успешный продукт завода - выпускается уже 11 лет. Чтобы не потерять занятые позиции на рынке, нужно сильно модернизировать машину - сделать ее более экономичной и безопасной, оснастить дешевым дизельным мотором. Если ГАЗ не осилит это в ближайшее время, место "Газелей" займут дешевые иномарки. Поэтому, сэкономив деньги на легковом производстве, нижегородцы смогут поддерживать конкурентоспособность своих грузовых машин. И, судя по всему, от этого решения только выиграют.

А пока мы ограничимся малым - пожелаем здоровья "Ладе" и "УАЗам", выздоровления "Оке", станем соболезновать "Волге" и с ностальгией вспоминать о "Москвичах" и "Ижах"...

08 декабря 2005
автор: Иван Александров
источник: lenta.ru
Фотогалерея
Пресс-фото ГАЗ-24 1969 года, с сайта Mclellansautomotive.com
Представительский автомобиль ГАЗ-3105
Переходная модель - "Волга" ГАЗ-3111
Последняя модернизация "Волги" ГАЗ-31107
новости