Наклейка об автогражданке уже стала привычной для российских автомобилистов. Еще пару лет назад она вызывала бурные дебаты, протесты водителей и правозащитников, но спустя недолгое время споры сошли на нет, что неудивительно. Во всем мире страхование ответственности автомобилистов является одним из обязательных атрибутов, без которого невозможен выезд на автомагистрали. Это в том числе и мера признания ответственности за управление особо опасным средством передвижения, коим является автомобиль. В России это осознали позже всех европейских государств, но, похоже, процесс интеграции нашей страны в Европейское автомобильное сообщество идет семимильными шагами. Уже сегодня на повестке дня актуальный вопрос: когда Россия станет полноправным участником международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств по системе «Зеленая карта»?
Напомним, данное правовое сообщество возникло в 1951 году и является одной из самых эффективных систем регуляции дорожных правоотношений во всем мире на сегодняшний день.
И, вот, 19 марта 2008 года Председателем Правительства РФ В. Зубковым было подписано распоряжение за № 337-р «о признании Российского союза автостраховщиков участником международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств по системе «Зеленая карта». В частности, согласно данному распоряжению, в Европейскую экономическую комиссию ООН и Совет Бюро «Зеленая карта» отправлено прошение о вступлении Российского союза автостраховщиков в члены Совета Бюро. Что же сулит российским страховщикам такое членство?
Во-первых, если Россия будет принята в члены Бюро, то те страховые компании, которые смогут выполнить требования (в частности, об уплате вступительных взносов, о поддержании стандартов обслуживания страхователей и др.) будут иметь право продавать международные полисы автострахования самостоятельно, а не через агентские соглашения, как это происходит на сегодняшний день. Это еще и стратегическая победа российских автостраховщиков над зарубежными компаниями, которые в течение многих лет, пользуясь отсутствием у нашей страны членства в Бюро, не просто продавали свои полисы через агентов, но и расширяли свое присутствие в страховом обществе страны в целом. А ведь полный допуск иностранных компаний в страховую отрасль России, что неизбежно при вступлении России в ВТО, способно целиком уничтожить российские страховые компании: огромные финансовые и политические активы иностранных страховщиков несравнимы с отечественными фирмами, становление которых началось чуть более десяти лет назад.
Во-вторых, российским автолюбителям, которые планируют путешествия за границу, не придется решать вопросы автострахования вне пределов России, а при наступлении страхового случая порядок возмещения станет проще. Международный сертификат обязательного автострахования «Зеленая карта» официально признается правительственными органами 44 государств мира и не требует отдельного подтверждения в какой-либо отдельно взятой стране.
В-третьих, выигрывают и иностранные автомобилисты: теперь им не надо будет дополнительно к своей «Грин-карте» покупать российский полис ОСАГО при въезде на территорию нашей страны.
В распоряжении премьер-министра России говорится также, что реализация международных полисов автострахования в России предположительно начнется 1 января 2009 года.
С большой долей вероятности можно утверждать, что в конце мая вопрос о вступлении нашей страны в члены Бюро решится на заседании Бюро в ООН, и многие наблюдатели отмечают, что особых разногласий среди стран-участниц по вопросу принятия России не наблюдается. Но вызывает интерес политика формирования тарифов на услуги международной автогражданки, а также вопрос о том, насколько она будет соответствовать европейским тарифам. Российский Минфин как государственный орган, ответственный за формирование тарифной политики, успокаивает коллег тем, что тарифы на ОСАГО по «зеленой карте» будут сопоставимы с общемировыми.
Правительство уже наделило Российский союз страховщиков полномочиями по надзору за страховщиками и функцией по представлению страны в бюро «Зеленая карта». При положительном рассмотрении вопроса о вступлении России уже 23 страховые компании – члены союза автостраховщиков – готовы принять условия участия в системе международного автострахования, в том числе внести членские взносы, достигающие 1 млн. евро для каждой страховой компании (обязательный минимум составляет 500 тыс. евро), что должно показать серьезность намерений российских страховых компаний.