Петербургские владельцы гаражей всерьез обеспокоены судьбой своих законно приобретенных «коробок». На протяжении доброй половины 2006 года власти Северной столицы ведут официально не объявленную, но при этом самую бескомпромиссную войну с «гаражниками». Как вы понимаете, за их же собственность. По приказу чиновников, в обход правомерных судебных решений, сегодня уже снесена не одна тысяча гаражей. Последними «пали» гаражи на ул. Есенина, 3, что в Выборгском районе города.
Потомки блокадников проходят суровую проверку на прочность. Своеволие властей и молчание собственников могут привести к тому, что своих законных гаражей лишатся не много не мало 300 тыс. петербуржцев. Умножьте это число на три (имеется в виду среднестатистическая семья), и вы получите впечатляющую цифру. Нетрудно догадаться, что вся эта эскадра автомобилей «переселится» ни куда-нибудь, а под окна жилых домов, где и сегодня слишком тесно.
Столь актуальной для многих петербургских семей был посвящен специально организованный на днях круглый стол с участием представителей законодательной власти Петербурга, юристов, руководства общественных движений и журналистов ведущих городских СМИ.
Эдуард Дауэнгауэр, председатель общественной организации в защиту владельцев гаражей, заявил, что первый тревожный сигнал остро обострившейся к сегодняшнему дню ситуации имел место весной 2006 года, когда на свет появилось постановление правительства о начале строительства Западного скоростного диаметра (ЗСД). В зону строительства попало несколько гаражных кооперативов, которые, по мнению чиновников, необходимо было снести.
Как говорится, все бы ничего, но город предложил владельцам гаражей такую сумму компенсации, о которой и говорить стыдно. Воспользоваться «милостью» властей захотели далеко не многие. С теми же, кто отказался продавать свою собственность по явно заниженным расценкам, чиновники поступили по-пиратски – без ведома хозяев гаражей начался их силовой снос. «Это все равно, если к вам придут в квартиру и скажут: выселяйся! – отмечает Эдуард Дауэнгауэр. – Можно купить 5-10 гаражей, но найти в одночасье 5800 «коробок», согласитесь, трудновато».
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Сергей Андреев вторит: «Население, наконец, поняло, что с ним начали разговаривать без всякого соблюдения законов». 9 апреля 2006 года на углу Ленинского пр. и Кубинской ул. прошел митинг владельцев сносимых гаражей, в котором приняло участие около 1 тыс. обиженных городской властью человек. Представители же этой самой «народной» власти к людям так и не вышли. Митингующие приняли решение собирать подписи за отставку губернатора Валентины Матвиенко и отправить письмо президенту России Владимиру Путину. Одновременно было создано общественное региональное движение, в состав которого через месяц вошли представители гаражных кооперативов 9 районов Петербурга.
Эдуард Дауэнгауэр говорит, что «проблема со сносом гаражей стала общегородской. Губернатор Матвиенко почему-то решила, что все плоскостные гаражи необходимо сносить. Мол, они портят вид городских улиц и занимают столь дорогую землю. Взамен же глава города предложила нам вселяться в паркинги, где стоимость одного машиноместа составляет астрономические 10-15 тыс. долларов, по причине чего эти многоэтажные автостоянки сегодня не заполнены и наполовину. Вот только почему-то госпожа Матвиенко не хочет вспомнить, кто сегодня является владельцами гаражей, и насколько эти люди социально обеспечены»!
Казалось бы, все очень просто: хотите снести гаражи – предоставьте людям равноценную замену или компенсируйте потери по реальным рыночным ценам. Но городская власть во главе и не подумала о таком цивилизованном решении вопроса. Все, на что хватило воли чиновников, это предложить «гаражникам» по 60 тыс. рублей за каждый гараж. Причем, вскоре «щедрость» властей и вовсе опустилась до 47-49 тысяч. Что называется, хочешь – бери эти деньги, пока дают, а не хочешь – и так изымем твою собственность. Желающих получить за свой бетонный гараж столь низкую плату, как мы уже отметили, оказалось крайне мало.
Денис Климов, представитель независимой экспертной компании «78 регион», заявляет: «Граждане имеют полное право оценить рыночную стоимость объектов недвижимости у любого независимого лицензированного оценщика и на основании этого строить свои исковые требования для обращения в суд. В рассматриваемой сегодня ситуации была проведена совершенно непонятная оценка стоимости гаражей. По мнению чиновников, цена стандартного гаража площадью 18 кв. м составляет всего лишь 60 тыс. рублей. И это притом, что реальная рыночная стоимость подобного гаража не может быть ниже 4-5 тыс. долларов»!
«Город должен идти навстречу владельцам сносимых гаражей и предлагать им не рыночную стоимость за предоставляемую взамен землю, а льготные условия, - замечает Эдуард Дауэнгауэр. - Владельцы гаражей не против того, чтобы путем сноса внешне неприглядных плоскостных гаражей сделать наш город чище и красивее. Предоставляемый взамен участок может находиться и в другом месте, мы готовы рассмотреть даже эти моменты. Но городские власти не желают садиться за стол переговоров, оказывать содействие в согласовании земельных вопросов и выделении участков на долгосрочной основе».
По словам Эдуарда Дауэнгаууэра, Валентина Матвиенко даже не пытается решать вопрос цивилизованным способом и дала команду на силовой снос гаражей. На данный момент в городе снесено уже более 2 тыс. частных гаражей, владельцы которых в своем подавляющем большинстве так и не получили от города ни земельных участков, ни реальной денежной компенсации.
«В бюджете Петербурга изначально были предусмотрены деньги на выплату компенсаций владельцам сносимых гаражей, – говорит депутат ЗаКСа Сергей Андреев. – Копия соответствующего письма Комитета финансового контроля администрации губернатору у нас имеется. Речь идет о сумме в 511 млн рублей. Но в разговоре со мной г-жа Матвиенко заявила, что этих денег просто нет. Куда они «испарились», сегодня сказать трудно. Можно предположить, что некогда целевые деньги «растворились» в смете ЗСД. Возникает резонный вопрос: тот силовой метод сноса гаражей, который все мы наблюдаем сегодня, не есть ли он способ скрыть безвозвратную потерю полумиллиарда рублей, предназначенных на выплату компенсаций»?
Аналогичная позиция и у другого депутата ЗакСа, Сергея Гуляева: «При подготовке бюджета на этот год деньги на выплату компенсаций владельцам сносимых гаражей были заложены. Их сегодняшняя судьба неизвестна. История с силовым сносом продуктовых ларьков, имевшая место в Петербурге некоторое время назад, не должна повториться. Все права сегодня – на стороне людей, отстаивающих свое законное имущество. С губернатором необходимо вести разговор исключительно в правовом русле».
К диалогу призывает и президент России Владимир Путин, который уже знаком с непростой «гаражной» ситуацией в городе. «Когда Владимир Владимирович приезжал в Законодательное собрание, я передал ему соответствующие материалы, - говорит Сергей Андреев. – Через некоторое время пришел ответ. Президент настоятельно рекомендует решить ситуацию исключительно за столом переговоров, не прибегая к силовым методам. На деле же все обстоит с точностью до наоборот».
«Президент, как юрист, четко понимает: существует Гражданский кодекс, который расставляет все точки над «i», - отмечает Сергей Гуляев. – И придумывать здесь свои постановления и распоряжения, писать какие-то дополнительные городские законы бесполезно. Выход в сложившейся ситуации один – цивилизованным способом выкупать у «гаражников» имущество. При этом собственник имущества вправе доказать, сколько реально стоит его имущество. А когда говорят: «мы тебе дадим вот столько, и ни копейки больше, это уже разговор по «понятиям».
«Сегодня мы видим грубейшее нарушение п.3 ст. 35 Конституции РФ, которая гласит: «Никто не может быть лишен имущества, иначе как по решению суда», - говорит Денис Климов. – Другими словами, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и разумного возмещения в денежном эквиваленте. Но этого-то как раз сегодня и не наблюдается».
Царящий в Петербурге силовой снос гаражей приводит к мародерству. Хозяин знать не знает, что его гараж находится в руинах, а в это время нечистые на руку люди пробираются к развалинам и уносят все те вещи, которые еще вчера бережно хранились на полках гаража. «Если происходит кража какого-либо имущества, гражданин имеет полное юридическое право обратиться с заявлением в милицию, - отмечает Денис Климов. – Однако эти заявления милиционеры сегодня не принимают под самыми различными предлогами. Это еще один факт грубого нарушения действующего законодательства».
С тем, что проблема незаконного сноса гаражей приняла варварский характер, согласен и депутат Игорь Риммер: «Далеко не все в нашем городе делается цивилизованно. Зачастую наш чиновник глуп и делает дела топорно, без уважения к рядовому человеку. Если земля городу жизненно необходима под крупные инвестиционные проекты, наверное, город должен иметь право ее освобождать. Вот только делать это надо в рамках правового поля. Сегодня владельцами гаражей являются люди, у которых нет финансовой возможности устроить дальнейшую судьбу своего «выселенного» автомобиля по рыночным расценкам».
По словам Эдуарда Дауэнгауэра, возглавляемое им Движение разработало программу под названием «Гаражный консенсус Санкт-Петербурга». Документ позволяет выйти из сложной ситуации очень просто. Чиновники ознакомились с данной программой и даже оценили ее достаточно высоко, вот только реализовать ее не очень-то торопятся. Почему? Подумайте сами.
В своих нецивилизованных действиях город решил обезопасить свои тылы, поставить себя в позу: «вроде, как ни причем». По словам Эдуарда Дауэнгауэра, часть функций заказчика по сносу гаражей передается инвестору - именно ему поручается решение всех имущественно-правовых вопросов. Получается, что инвестор абсолютно резонно вопрошает «гаражников»: «Почему я должен вам платить за сносимые гаражи, ведь я уже все заплатил чиновникам»? После этого его техника грубо ломает гаражи, а расплачиваться с их законными владельцами предприниматели не спешат.
«Это - конечная точка, после которой власти смогут делать с нами все, что им будет угодно, - заявляет Денис Климов. – Мы просто обязаны отстаивать свою правовую позицию любым законным способом»! Ему вторит и Сергей Гуляев: «Если владельцы сносимых гаражей стерпят этот чиновничий произвол, то стерпят и все остальное. Вслед за гаражами город может претендовать и на социальные квартиры. Не вижу особой разницы между гаражной собственностью и собственностью на квартиры»!
Все мы люди цивилизованные и прекрасно понимаем, что земля имеет свою цену, она нужна для модернизации городского хозяйства и расширения транспортных магистралей. В том виде, в каком сегодня пребывают плоскостные гаражи, они долго существовать не могут. Вместо них город должен построить современные и эстетически приглядные паркинги. При этом предоставить в них места для «выселенцев» на самых льготных условиях, как это было в Москве. В противном случае власть рискует нарваться на социальный взрыв и бесконечные судебные проволочки. А рядовые горожане получат под своими окнами несколько сотен тысяч загрязняющих атмосферу машин, которые пока что надежно «спрятаны» в гаражных боксах. У всех нас есть выбор. Каков будет его итог, зависит от всех нас – как «безлошадных», так и моторизованных.