СпецТест: проверяем зимние пусковые качества новинок рынка

Свежезамороженные в аэроклиматической камере.
«Адмирал» завелся при минус 20. «Фокус», «Логан» и «Калина» уверенно пустились при минус 27. А потом было минус 30…

«Навряд ли сегодня хоть одна машина заведется, минус 30 – это серьезно», – и мы вошли в морозильную камеру, надеясь опровергнуть это утверждение…

После первенства «60 часов за рулем» машины отправились на следующее испытание – 30-градусным морозом. Климатическая камера ЗИЛа довольно просторна, поэтому к хорошо известной вам троице самых ярких новинок прошлого года мы смогли добавить еще один автомобиль, своего рода темную лошадку. Попытаемся пустить в сильные холода китайского новобранца в парке ЗР «Тянье-Адмирал», а также «Форд-Фокус II», «Рено-Логан» и «Ладу-Калина».

Понедельник, промозглое утро, плюс пять: все машины без проблем завелись и прибыли на Автозаводскую.

Вот за ними закрываются массивные ворота «морозилки»... Мы навестим подопытных только через двое суток, когда температура в камере опустится на три десятка градусов. Итак, если грянет оч-чень сильный мороз, пускаться будем так (см. таблицу)…

-20° C

«Тянье-Адмирал»

Автомобиль пока не почувствовал мороза: пара оборотов коленвала в обычном темпе, и двигатель «Адмирала» загудел, набирая обороты.

«Форд-Фокус» «Рено-Логан» «Калина»

Отраслевой стандарт требует от российских автомобилей уверенного пуска до минус 25. С этой отметки мы и решили начать испытания, а при минус 20 заводили только «Адмирала» по причинам, описанным ниже. Пока три седана выстужаются «насквозь», чтобы одинаково промерзло все: и салоны, и моторное масло, и аккумуляторы. Кстати, их емкость 60, 70 и 55 ампер-часов соответственно.

-25° C

«Тянье-Адмирал»

На первой попытке шестерня стартера не зацепилась за маховик – плохой признак. Еще несколько проб, редкие вспышки в цилиндрах, но какие-то безнадежные. Стартер крутит уже вяло. Когда и с четвертой попытки мотор не пустился, стало ясно: «Адмирал» испытания закончил.

«Форд-Фокус»

Три секунды работы стартера, и мотор подхватывает. Но что это? Отпускаешь ключ, и машина глохнет. На второй попытке старта держим 6 секунд, и мотор выходит на устойчивый режим. Обороты невысокие, около 1000. Не пускается, а медленно оживает.

«Рено-Логан»

Первая попытка успеха не принесла, хотя и обнадежила. Во время 14-секундной прокрутки были частые вспышки. Не залить бы свечи! На второй попытке стартеру хватило 5 секунд, чтобы завести мотор, и он уверенно вышел примерно на 2000 об/мин.

«Калина»

Стартер крутится 12, потом 15, 20 секунд – есть вспышки, но не более того. Вспоминаем, что свечи здесь работают уже 17,5 тыс. км (предписанный срок замены – 30 тыс. км). Вывертываем… Зазор под стать сроку службы – явно велик. С новыми свечами машина уверенно завелась со второй попытки.

-27° C

«Тянье-Адмирал»

Не проверяли

«Форд-Фокус»

Наученные опытом предыдущего пуска, задерживаем ключ в положении «стартер» чуть дольше, чем положено, когда мотор уже набирает свои 1000 об/мин. Итог – пуск с первой попытки.

«Рено-Логан»

Очень странно! Чем ниже температура, тем лучше пуск? «Рено» завелся с первой трехсекундной попытки очень уверенно – подхватили дружно все четыре цилиндра. Обороты вышли на уровень 1500–2000, довольно быстро снизились до 1000.

«Калина»

Пустилась со второй попытки. На первой – редкие «чихи», пока защита не выключила стартер (около 20 с). На второй пробе через 7 с – пуск, не совсем уверенный, с пропуском вспышек. Но все же пуск! Решаем идти вниз за столбиком термометра.

-30° C Первая фаза

«Тянье-Адмирал»

Не проверяли

«Форд-Фокус»

Пуски не удались: делали три попытки, на четвертой уже пытались играть педалью газа. Двигатель чихает, выдает редкие вспышки, но не подхватывает. Дальше крутить без толку – разрядим аккумулятор. Решаемся на еще одну попытку, но уже с новыми свечами.

«Рено-Логан»

На первой попытке затеплилась надежда, что вот-вот мотор заведется. Увы, вспышки прекратились. На второй попытке уже ослаб аккумулятор – вспышки есть, а надежды на пуск нет. Также решаем попробовать еще раз – заменив свечи и подключив дополнительную батарею.

«Калина»

Первая попытка – уверенная прокрутка… без единой вспышки. На второй вместо звука стартера – только стрекот реле. Понятно, что пробовать еще раз имеет смысл только с дополнительным аккумулятором. Запас своих свечей «Калина» уже исчерпала…

-30° C Вторая фаза

«Тянье-Адмирал»

«Адмиралу» нашлась работа: из недр за задним сиденьем извлекаем провода-«прикуриватели». На таком морозе свернутую бухту не разогнешь, пришлось отогревать в тепле. Чтобы вы представили себе 30-градусную стужу: ненароком выпавшая из кабины пластиковая бутылка… разбилась.

«Форд-Фокус»

Ставим новые свечи и не без опаски поворачиваем ключ… Ура! Уверенный пуск с первой попытки, так же плавно, без заброса оборотов: мотор просто начинает жить сам, без стартера. Который и в этом случае заставили поработать подольше.

«Рено-Логан»

Запасные свечи оказались б/у – но вполне рабочие. Подключаем «крокодилами» вторую батарею. На первой попытке – лишь редкие вспышки. На второй, через 10 с работы стартера – вдруг дружный пуск! Мотор работает на 2000 об/мин, но через полминуты резко глохнет. Вновь старт – все повторяется. Третий пуск, чуть поддерживаем обороты газом – все в порядке, двигатель выходит на устойчивый режим.

«Калина»

Подключаем второй аккумулятор и, честно говоря, без особых надежд, включаем стартер.

17 с – никаких признаков жизни. Вторая попытка – пошли вспышки, и вот двигатель, чихая, медленно набирает обороты – пуск! Пришлось долго держать выжатым сцепление – отпускаешь педаль, и обороты опасно падают.

СТРОГО ПО МЕТОДИКЕ

Наша цель была не побить рекорды, спустившись до минимума температур, а смоделировать условия реальной эксплуатации. Машины специально не готовили, они прошли плановое обслуживание (кто 2500 км назад, кто всего 300), полностью исправны. Пробег – от 10 до 28 тыс. км, то есть автомобили в самом соку. В соответствии с рекомендациями производителей они заправлены моторным маслом класса 5W30 или 5W40 (каждая на своей СТО). Лишь пикапу такая смазка не рекомендована – довольствовались худшей с точки зрения холодного пуска 10W40. Поэтому ему небольшая фора, он начал с –20° (остальные ждали –25°).

Все попытки пуска, кроме последней, мы проводили на одних и тех же штатных свечах и аккумуляторах. При заводских испытаниях обычно каждый следующий опыт проводят на «свежей» электрике. Но ведь не будет рядовой владелец всякий раз менять свечи… После успешного пуска мы прогревали машины, чтобы очистить свечи и хоть как-то подпитать батареи (которые в мороз, вообще говоря, принимают заряд плохо). То есть, еще раз оговорюсь, выступали в роли обычных водителей, которые, например, живут на севере. Или в средней полосе: поставили машины на прикол на пару дней, а тут резко похолодало.

Именно пару дней, потому что морозильная камера выстуживает насквозь – машина не промерзнет так всего за одну ночь. Учитывайте это, глядя вечером на падающий столбик термометра.

В запасе был один аккумулятор и по комплекту свечей на машину – так, на всякий случай…

Чтобы закончить с методикой, упомяну, что зачетные попытки пуска делают строго по заводской инструкции. Там все просто: выжать сцепление, включить стартер и упаси бог трогать педаль газа!

ПОЛЮС ХОЛОДА

Для «Адмирала» это минус 20 по Цельсию. Послушав, как он тщится завестись на морозе покрепче, вы бы тоже не стали дальше мучиться. Для машины, выпущенной в Китае, с лицензионным японским мотором, этот результат – уверенный пуск при минус 20 – очень неплох.

Для трех других машин полюс холода – минус 27, когда они завелись едва ли не лучше, чем в минус 25. Безусловно, очень хороший результат – есть повод поздравить и себя, и доводчиков российских «Форда» и «Рено», и создателей «Лады». А главное – потребителей, которые могут не бояться сильных морозов!

Да, мы пошли и к более низким температурам, чтобы убедиться: с новыми (или по крайней мере) сухими свечами и теплым аккумулятором можно завести все. Но положа руку на сердце давайте считать эти пуски уже вне зачета. При минус 30 вероятность завести выстуженный «Форд», «Рено» или «Калину» – не более 50%.

Можно ли было их еще поморозить? Да, и, наверное, добиться пуска даже в минус 32… но кончился наш запас новых свечей и аккумуляторов. Для теста, который повторяет условия реальной эксплуатации, это веская причина. Вы же не будете без конца таскать к сугробу, укрывшему ваш автомобиль, новые батареи и свечки.

Среди нашей троицы соревнования не получилось. Никто не проиграл, все успешно выполнили нормы отраслевых стандартов и даже их перекрыли, пустившись в минус 27. Что-что, нет борьбы и накала? Помилуйте – в такой-то мороз…

ЕСЛИ ОБЕЩАЮТ ХОЛОДА

– Хорошее состояние аккумулятора, свечей и соответствующее масло – обязательное условие уверенного пуска. На предзимнем ТО уделите этому внимание.

– В минус 30 даже нового аккумулятора хватит лишь на несколько оборотов коленвала. Поэтому помните, что самая главная попытка пуска – первая. А батарею, кстати, можно взять в тепло – потом она выдержит несколько попыток…

– Для «Калины» предписанный срок службы свечей 30 тыс. км явно велик. Для уверенного зимнего пуска рекомендуем сократить его вдвое или хотя бы проверять свечи каждые 15 тыс. км.

– Когда на улице очень холодно, не торопитесь включать стартер. Пусть при включенных приборах аккумулятор немного погреется. Если первая попытка пуска не удалась, дайте ему хотя бы минуту отдыха.

– Когда двигатель начал «схватывать», не торопитесь тут же выключать стартер, подержите его подольше. Вреда ему не нанесете, но поможете мотору раскрутиться. Особенно это касается «Форда».

25 января 2006
автор: Антон Чуйкин
источник: zr.ru
Фотогалерея
Адмирал
Адмирал
Адмирал
Форд-Фокус
Форд-Фокус
Форд-Фокус
Рено-Логан
Рено-Логан
Рено-Логан
Калина
Калина
Калина
Менять свечи при минус 25 трудно. Зато это делаешь очень быстро, иначе замерзнешь!
Эти свечи выдержали несколько пусков в «морозилке»: первая, «фордовская» FoMoCo и вторая – Renault дошли до минус 30. Справа – свеча Brisk «Калины», прослужившая 17,5 тыс. км и сдавшаяся на минус 25.
новости