В ночь со вторника на среду руководители двух крупнейших американских автопроизводителей - концерна General Motors и группы Chrysler LLC - представили правительству США свои антикризисные программы, которые они готовили в течение последних двух месяцев. Теперь правительственная комиссия во главе с министром финансов США Тимоти Гайтнером и экономическим советником Белого дома Лоуренсом Саммерсом внимательно изучит эти документы и в марте вынесет вердикт - помогут ли выжить американским автоконцернам предлагаемые ими меры или нет.
Но все же главной темой, которая обсуждалась всеми мировыми СМИ на следующий день, стали не запланированные автогигантами массовые увольнения рабочих и закрытие заводов по всему миру, а то, что концерны потребовали на свое спасение у правительства еще 22 миллиарда долларов. Не попросили, а именно потребовали - в том случае, если новые займы не будут предоставлены им до 31 марта текущего года, GM и Chrysler грозят начать процедуру защиты от банкротства по знаменитой главе 11 Кодекса США о банкротстве. А это, по заверениям топ-менеджмента автоконцернов, обойдется правительству во много раз дороже.
Как отметил исполнительный директор GM Рик Вагонир, защита от банкротства General Motors потребует от государства расходов в размере 100 миллиардов долларов, а банкротство Chrysler будет стоить 24 миллиарда. И это не считая того, что без работы (по словам представителей GM) могут остаться около трех миллионов человек по всему миру. Чем не шантаж?
В таком контексте суммы, которые потребовали GM и Chrysler от правительства, уже не кажутся большими. К тому же, автогигантам не нужны все 22 миллиарда сразу - эта сумма предусматривает финансирование программ реструктуризации двух компаний в течение ближайших нескольких лет.
"ДжиэМу" для того, чтобы удержаться на плаву, требуется 16,6 миллиарда долларов вдобавок к тем 13-ти миллиардам, которые концерн уже "освоил" с декабря прошлого года. Два миллиарда GM хотел бы получить в марте, 2,6 миллиарда - в апреле, а остальные 12 миллиардов - разными суммами в течение ближайших двух лет. Причем 7,5 миллиарда долларов должны быть предоставлены в виде прямого госфинансирования, а 4,5 миллиарда - в форме кредитов, при помощи которых концерн собирается погасить свои прежние займы.
Но и это не все. Еще шесть миллиардов долларов GM попросил у правительств тех стран, в которых сейчас расположены зарубежные заводы концерна. Например, у нескольких европейских и азиатских государств. В противном случае GM грозится закрывать "заграничные" предприятия и увольнять персонал.
Шведские власти не поддались на провокации GM и отказались выкупать убыточную марку Saab
Однако на зарубежных чиновников угрозы General Motors, похоже, пока не действуют. Правительство Швеции в среду в довольно резкой форме отвергло предложение американцев выкупить у них марку Saab; власти Таиланда отказались финансировать работу местного отделения GM, а руководство Южной Кореи заявило, что не будет выделять деньги на поддержку компании GM Daewoo.
Chrysler в своих запросах оказался заметно скромнее своего североамериканского коллеги. К тем трем миллиардам, которые у "Крайслера" остались от предыдущего займа, руководство группы попросило "всего" два миллиарда долларов. Но, как отметил председатель совета директоров Chrysler LLC Боб Нарделли, эти деньги его компания "очень надеется" получить до 31 марта. В противном случае Chrysler ждет банкротство.
На самом деле правление "Крайслера" рассматривает три возможных сценария дальнейшего существования компании - все они описаны в 177-страничной антикризисной программе. Первый сценарий (самый пессимистичный) мы уже рассмотрели: он обойдется американской казне в 24 миллиарда долларов и оставит без работы 300 тысяч человек и 3300 дилеров по всему миру.
Антикризисная программа "Крайслера" начинается с очень патриотичного слайда: "Chrysler... это типичная американская компания"
Более оптимистичный вариант предусматривает сохранение независимости компании. Однако в этом случае для ее выживания потребуется, чтобы выполнялись несколько условий - "средневзвешенные" продажи автомобилей (посчитанные с учетом сезонных колебаний) на американском рынке не должны упасть ниже отметки в 10,1 миллиона штук в год, компания должна будет получить целевые льготы и дополнительные финансовые вливания в размере 11 миллиардов долларов. А если продажи автомобилей в США упадут до отметки в девять миллионов штук, то "Крайслеру" придется готовить новую программу реструктуризации.
Поэтому руководство группы Chrysler LLC наиболее жизнеспособным считает третий вариант - создание стратегического альянса с другой автомобильной компанией. В данном случае речь идет об итальянском "Фиате", после объединения с которым "Крайслер" мог бы стать шестым по величине производителем в мире.
Стоит напомнить, что альянс с "Фиатом" не предусматривает никаких обязательных финансовых вливаний со стороны итальянского концерна. Все, что требуется от Fiat - предоставить свои технологии (платформы, двигатели, трансмиссии) и помочь "Крайслеру" закрепиться на европейском рынке. Взамен итальянцы получат возможность быстро и безболезненно выйти на рынок Северной Америки с брендами Fiat и Alfa Romeo, а также смогут организовать выпуск своих машин в США.
Как говорится в тексте программы реструктуризации, наличие такого сильного партнера, как Fiat, позволит американскому автопроизводителю в течение ближайших пяти лет создать дополнительные рабочие места в США, а также повысит его жизнеспособность за счет быстрой и недорогой разработки новых экономичных автомобилей на основе итальянских технологий. Правда, если продажи автомобилей в Америке все же упадут ниже девяти миллионов штук в год, то "Крайслеру" не поможет даже "Фиат" - компании все равно потребуется дополнительная помощь со стороны правительства.
Да и вообще возможный альянс с Fiat - это лишь часть антикризисной программы Chrysler LLC. Среди конкретных мер, которые руководство компании уже в ближайшее время собирается предпринять для снижения издержек, значатся увольнение около 3000 человек, продажа убыточных активов на сумму около 300 миллионов долларов и прекращение производства от трех до семи моделей. На данный момент известно о том, что "на свалку истории" точно отправятся Dodge Durango, Chrysler PT Cruiser и Chrysler Aspen.
Всего в течение ближайших 48 месяцев Chrysler планирует вывести на рынок 24 новые модели, причем восемь из них появятся в продаже в ближайшие полтора года - это, в том числе, и обновленный Jeep Grand Cherokee, и рестайлинговый Chrysler 300C. А главное - все они станут более продвинутыми в техническом плане, более экономичными и экологически чистыми.
Своевременная реализация всех описанных выше мер позволит к концу 2009 года сократить издержки Chrysler на внушительные 700 миллионов долларов.
GM подошел к подготовке программы реструктуризации с еще большим размахом. К концу 2009 года американский концерн планирует уволить 47 тысяч человек по всему миру. Причем 26 тысяч из них - за пределами США. Кроме того, к 2012 году General Motors свернет производство на 14-ти североамериканских заводах - это на пять заводов больше, чем планировалось в конце прошло года, когда GM получал первый государственный займ.
Еще четыре завода GM могут закрыться в Европе (речь идет о предприятиях Opel и Saab, расположенных в Германии и Швеции). Однако "утечка" информации о подобном шаге руководства могла быть спровоцирована специально - для того, чтобы подтолкнуть местные власти к принятию оперативных решений по спасению отечественных производителей. По крайней мере, правительство федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия, на территории которой находится штаб-квартира Opel, уже разрабатывает план по выведению немецкой компании из состава концерна General Motors. Чиновники предлагают выкупить блокирующий пакет акций автопроизводителя, дающий местному правительству право принимать участие в управлении компанией. Предполагается, что средства на эту покупку выделят все четыре федеральные земли, на которых находятся предприятия Opel.
Судьба марки Hummer решится до конца 2009 года. Ее либо продадут китайцам или индийцам, либо закроют
Но если дальнейшая судьба компаний Opel и Saab пока еще обсуждается, то в отношении американских марок все уже решено: их останется четыре или пять штук из семи. Hummer, скорее всего, будет либо продан (если найдутся покупатели), либо перестанет существовать к концу 2009 года. Автомобили под брендом Saturn продержатся на рынке до 2012 года, после чего эта марка тоже станет достоянием истории.
Останутся лишь бренды Chevrolet (самая успешная марка GM), Cadillac, GMC, Buick и Pontiac. Последний, при этом, станет "узко сфокусированным" и сохранит в своей производственной гамме всего 2-3 модели.
Что в итоге?
По словам главы GM Рика Вагонира, если требование концерна о предоставлении новых займов будет выполнено, то автогигант вернется к доходности уже скоро - спустя каких-то два года. В "Крайслере" к подобным прогнозам относятся более осторожно и предполагают, что отдавать долги государству эта компания начнет лет через пять.
Однако некоторые американские эксперты считают, что правительство США может и не дождаться возврата долгов. Как справедливо заметил сенатор Боб Коркер (Bob Corker), если GM получит новую порцию кредитов, то его общая задолженность перед налогоплательщиками составит около 30 миллиардов долларов. Что почти 20 раз больше рыночной стоимости концерна на сегодняшний день.